Найти тему
Игорь Мартынов

Через призму психизма

Заметка сложная по восприятию, но, уверен, некоторым покажется полезной, т.к. основана на материалах из учебника по клинической психиатрии и психопатологии взрослого под редакцией Вассилиса Капсамбелиса (французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много десятилетий работает с пациентами, которые функционируют по ту сторону невроза — с пограничными состояниями и психозом).

Психоанализ – есть способ мыслить человеческий психизм от общей теории его (психизма) функционирования, до выбора терапевтического отношения, сущность которого можно сформулировать в пяти пунктах

Влечения

Психическая жизнь неотделима от биологического основания. В психоаналитической теории, подобный фундамент осмысляется в понятиях влечений, – термина, который отсылает нас к инстинктам, что доминируют в психической жизни приматов. Подобная позиция все же отличается от современного направления нейронаук (без исключения оного), выражающегося в поиске той или иной мозговой структуры или нейропсихологической последовательности (простых элементов), кои могут обнаружиться в основании того или иного симптома или психической операции; оная (позиция) «фундаментальна» (и) в том (ещё) смысле, что общие законы живой материи, как они реализуются у высших приматов, должны присутствовать в разработках, конструируемых нами относительно психического функционирования (человека).

Принцип удовольствия

Из-за факта их отношений с жизнью влечений, продукты психической жизни, включая симптомы, представляющие формы удовлетворения в самом элементарном смысле слова, любое ощущение или инстинктивное давление (всякое движение влечения) не перестаёт стремиться к своему ослаблению – каковы бы не были, между тем, степень страдания или дезадаптации, кои могут из них проистекать. Вся комплексность данного понятия удовлетворения у человеческого существа измеряется в психоаналитической теории через разницу между удовольствием и наслаждением и более того благодаря учёту саморазрушительных и смертоносных тенденций психической жизни.

Психический конфликт

Продукты психической жизни, включая симптомы, проистекают из конфликтов и представляют собой, таким образом, компромисс между главными противостоящими тенденциями, кои касаются экзистенциальных вопросов, пронизывающих весь человеческий психизм (разница между существами, поколениями и полами, вопросы уникальности и идентичности).

Подобный подход подразумевает то, что «нормальное» и «патологическое» располагаются с психоаналитической точки зрения на континууме; психическая болезнь не создаёт ничего оригинального и представляет лишь одну из множества форм в коих организуются, кристаллизуются тенденции и материи уже существующие.

Человеческий объект

Человеческий психизм конструируется в контакте с другими человеческими психизмами, без которых весьма сомнительно, что человеческое существо сможет преодолеть свою первичную животную обусловленность.

Из этого факта следует, что первые человеческие существа, которые сопровождают (человека) в развитии (понятия первичного объекта, другого, контейнера в разных теоретических моделях) играют решающую роль в придании формы и в символизации пережитого опыта, будь то опыт внутренний (исходящий из жизни организма) или внешний (исходящий из отношений с миром). Таким образом человеческий психизм – есть продукт встречи «сырой» биологической материи, ищущей возможности своей «психизации» и людей, которые одалживают свой собственный психический аппарат для конструирования нового психизма. Следовательно, продукты человеческого психизма, включая симптомы, могут быть поняты и подвергнуты (психической) работе, через отношения с другим (понятие переноса) в реактивации следов похожей работы, лицом к похожему опыту, пережитому (там) тогда в начале психической жизни.

Историчность и смысл

Имея как данность измерение историчности, человеческий психизм исходно стремится создавать связи между прошлым и настоящим, между опытом и идеями, и, следовательно, придавать смысл и значение, исходящие из истории, явлениям, которые воздействует на его (человека) жизнь сегодня; такая естественная склонность характерна как для индивида, так и для человеческих групп, начиная с самых древних организаций (традиция, передача, идентичность).

Если психоанализ предлагает способ постижения этих смыслов («Психоанализ являлся прежде всего искусством интерпретации» - писал З. Фрейд (1920)), то не менее верно и то, что человеческая психика непроизвольно стремится придавать (находить, открывать) смысл в пережитом опыте, (и) этот «поиск смысла» предстает как главная особенность человеческого разума. И если (даже) эти смыслы не оказываются «этиологиями» в биомедицинском смысле слова, тем не менее они представляют собой «психические причинности», которые присутствуют в том способе, которым прорабатывается опыт и, в конце концов, проживаются как немедленно, так и в последействии.

#психология #психоанализ #psycare #игорьмартынов #личностьразвитие