Найти тему
Абзац

Будущее российской экономики после мобилизации: какой прогноз дают эксперты

По данным Минэкономразвития, ВВП России в этом году может упасть на 2,9%. Впрочем, эти цифры не учитывают эффект от частичной мобилизации, выезд из России тех, кто боится призыва, и тревожные настроения населения. Мы собрали ожидания экспертов относительно будущего российской экономики.

Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Цена мобилизации

Уход иностранных брендов из России стал болезненным, но далеко не последним ударом по российской экономике. Нам ещё предстоит оценить эффект от частичной мобилизации.

В Госдуму внесли законопроект о единовременной выплате в 300 тыс. рублей мобилизованным. Содержание одного военного обойдётся государству в среднем в 250-400 тыс. рублей ежемесячно. В случае же ранения или гибели государство обязуется выплатить родственникам 3-7 млн рублей.

«Сижу, считаю, и у меня получается, что частичная мобилизация составляет примерно от одного до полутора триллионов рублей дополнительных расходов или недополученных доходов. Значит, дефицит бюджета будет глубже, чем прогнозируется», – заявил экономист Евгений Коган.

На экономических показателях негативно скажется и отлучение от рынка трёхсот тысяч мобилизованных – молодых и активных людей.

«300 тысяч – это вроде как один процент от трудоспособного населения мужчин, поскольку в России военнообязанных мужчин около 30 млн. Вроде бы немного. Но сколько у нас народа уже рвануло и уже находится в Казахстане, Грузии, Армении, Турции и других странах?» – подчеркнул Коган.

Имеет значение и психологический фактор. В условиях неопределённости население переходит к сберегательной модели поведения. То есть люди откладывают даже необходимые покупки на случай «если». Такие настроения присущи и предпринимательскому сообществу.

«На экономику России сейчас в первую очередь влияют турбулентность и неопределённость. Решения бизнеса – выпускать или не выпускать тот или иной товар, инвестировать в новое производство или нет – сейчас, безусловно, находятся под воздействием этих факторов», – объяснил «Абзацу» доцент Финансового университета при Правительстве России Илья Покаместов.

В 2022 году траты России на национальную оборону оцениваются в 4,7 трлн рублей. Такие подсчёты содержатся в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Эксперты полагают, что в ближайшее время эти цифры могут быть пересмотрены в бо́льшую сторону.

Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Повод для оптимизма

Не все эксперты согласны с негативным эффектом частичной мобилизации для экономики страны. Экономист Александр Дудчак считает, что довольно высокие заработки военнослужащих, напротив, могут дать толчок потреблению, а значит, и производству.

«Изымается значительная часть трудоспособного населения из рабочего процесса, однако это происходит не безвозмездно. Люди, которых призывают в рамках частичной мобилизации, будут получать неплохие выплаты. Повышение доходов военнослужащих, которые принимают участие в СВО, и их семей будет стимулировать внутренний спрос, что станет толчком для экономики», – подчеркнул собеседник «Абзаца».

Что касается тех, кто предпочитает пересидеть непростое для страны время за границей, то здесь тоже можно найти повод для позитива. Во-первых, страна самоочищается от не самых верных «сынов», а во-вторых, после референдумов Россия прирастёт девятью миллионами новых граждан, которые также вольются в рынок труда.

«Выживем – не впервой. Вопрос – с каким результатом мы выйдем из текущей ситуации. Но нужно учитывать, что мы не Латвия, где живёт 1,9 млн человек. Для них 300 тысяч – это катастрофа, но у нас численность населения 140 млн человек», – считает Покаместов.

Бюджетный вопрос

В правительстве России одобрили проект бюджета на ближайшую трёхлетку. В течение всего периода он будет дефицитным, то есть расходы будут преобладать над доходами. В 2023 году прогнозируется дефицит в 2% ВВП, в 2024 году он сократится до 1,4%, а в 2025 году составит 0,7%.

Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
«Расходы на частичную мобилизацию включены в федеральный бюджет, одобренный накануне правительством. В сотне тех или иных статей бюджета затрагиваются вопросы мобилизации. Это соцподдержка, транспортные расходы, госуправление, расходы Минобороны и т. д. Мы ждём бюджет уже на этой неделе и будем его принимать в установленном порядке», – пояснил «Абзацу» член комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.

Федеральный бюджет, как правило, верстается в летний период. На эту работу уходит около трёх месяцев, затем его вносят в Государственную думу, после чего его утверждает Совет Федерации, а затем подписывает президент.

Ранее глава России Владимир Путин одобрил закон о переносе срока внесения проекта бюджета в нижнюю палату парламента с 15 сентября на 1 октября. Вероятно, это время потребовалось для того, чтобы скорректировать пакет документов с учётом введённой частичной мобилизации.

К чему мы идём?

Точный ответ на этот вопрос сейчас едва ли может дать кто-то из экспертов. Одни видят в происходящем только негативные сигналы для российской экономики, другие сохраняют оптимизм.

Очевидно одно: то, в какой точке мы окажемся через год, во многом будет зависеть от решений, принимаемых сегодня.

«При благополучном исходе, если не будет каких-либо потрясений в виде атомных войн, в IV квартале снижение российской экономики приостановится. Если же перед нами будет неблагоприятный сценарий, то его спираль может раскручиваться очень и очень долго», – заявил «Абзацу» финансовый аналитик Андрей Верников.

Результат будет зависеть и от внешних факторов, включая санкции коллективного Запада, которые готовятся в качестве реакции на референдумы в ДНР, ЛНР, а также в Запорожской и Херсонской областях.

«Если новые территории будут включены в состав России, то Запад может ввести новые санкции. Наиболее болезненным мне представляется введение санкций против Национального Клирингового Центра (НКЦ) и, как следствие, невозможность выполнять расчёты в долларах и евро», – отметил он.

Ещё один значительный фактор, который нельзя не учитывать, – цены на энергоносители. По данным Минфина, за первые шесть месяцев текущего года бюджет России получил 3,3 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов – больше, чем за весь 2021 год. Однако такая позитивная конъюнктура будет не всегда. В конце осени начнёт действовать эмбарго на закупки нефти из России.

«Доходная часть бюджета во многом формируется за счёт продажи энергоносителей. Соответственно, результаты зависят от того, сколько будем продавать и по какой цене. Зима многое покажет», – пояснил Илья Покаместов.

Россия не только выполняет спецоперацию на Украине, но и ведёт полномасштабное сражение за свой экономический суверенитет. На кон поставлено очень многое. Но если не верить в победу, то лучше и не начинать битву?