Найти тему
Журнал "Лучик"

Почему Гендель считался «несерьёзной музыкой» и кого ему предпочитали?

Знаете ли вы, что даже такие «пустяковые» персонажи мировой литературы, как братья-близнецы Траляля и Труляля (Tweedle-dee и Tweedle-dum) имеют исторических прототипов, да ещё каких серьёзных! По крайней мере, на наш современный взгляд...

Твидлди и Твидлду на иллюстрации Джона Тенниела к "Алисе в Зазеркалье"
Твидлди и Твидлду на иллюстрации Джона Тенниела к "Алисе в Зазеркалье"

На всякий случай напомним: Труляля и Траляля – близнецы, похожие друг на друга, как две капли воды, они думают и говорят об одних и тех же вещах они одинаково, но при этом сами всерьёз считают, что друг на друга совсем не похожи, и постоянно твердят: «Только я говорю правильно, а он несёт полную чепуху!» – из-за чего регулярно спорят и дерутся.

А теперь реальная история. В начале XVIII века в Англии одновременно работали два композитора – Георг Фридрих Гендель и Джованни Баттиста Бонончини. Тогдашние придворные постоянно спорили на тему, кто из этих композиторов самый великий. Доходило до дуэлей со смертельным исходом! Более того, Гендель считался любимым композитором короля Георга I, и на его концерты ходили все без исключения тогдашние «патриоты»; Бонончини же пользовался популярностью среди тогдашних «оппозиционеров». Даже две главные политические партии тогдашней Англии – тори и виги – разделились по музыкальному признаку: тори были «за Генделя», а виги – «за Бонончини».

Гендель слева. Бонончини справа
Гендель слева. Бонончини справа

Однако на самом деле что Гендель, что Бонончини сочиняли тогдашнюю «попсу», то есть светскую увеселительную музыку, очень талантливую, однако поверхностную (по меркам тогдашнего притязательного вкуса) и до ужаса одинаковую. Многие при английском дворе прекрасно это понимали, и над «музыкальными войнами» посмеивались. С тех времён до нас дошла весьма едкая эпиграмма Джона Байрома:

Some say, compar’d to Bononcini
That Mynheer Handel’s but a Ninny
Others aver, that he to Handel
Is scarcely fit to hold a Candle
Strange all this Difference should be
'Twixt Tweedle-dum and Tweedle-dee!

Одни твердят: «В сравненьи с Бонончини
Минхеер Гендель — неуч и разиня!»
Другие: «Бонончини против Генделя?!
Маэстро пуст, как серединка кренделя!»
А я молчу, ища названья для
Отличья «Труляля» от «Траляля».

Так в английской (и мировой) литературе навсегда поселились персонажи Труляля и Траляля (или, по-другому, Твидлдум и Твидлди), герои шутливых песенок, которых в конце XIX века писатель Льюис Кэролл даже вставил в сказку «Алиса в Зазеркалье».

* * *
А кого же эти английские
снобы (уточнение: вообще-то слово «сноб» появилось в конце XVIII века) считали «серьёзным» композитором?

Ну, например, великого Алессандро Скарлатти – последнего классика эпохи барокко! Сравните, вот Скарлатти:

А вот Гендель. «Модно, молодёжно» и вообще, фу, «примитив»:

Кстати, в Лондоне с Генделем одно время успешно (и даже победоносно!) соперничал другой итальянец – Никола По́рпора:

А вы что скажете, уважаемые «современные уши»?

Читайте (и слушайте) также:

Что такое «Марлезонский балет», и о чём умолчал Александр Дюма?

-3

Почему необходимо слушать классическую музыку и с чего начать, если никогда этого не делали?

-4

Журнал "Лучик" можно выписать для детей на сайте Почты России
Можно полистать старые журналы здесь