Знаете ли вы, что даже такие «пустяковые» персонажи мировой литературы, как братья-близнецы Траляля и Труляля (Tweedle-dee и Tweedle-dum) имеют исторических прототипов, да ещё каких серьёзных! По крайней мере, на наш современный взгляд...
На всякий случай напомним: Труляля и Траляля – близнецы, похожие друг на друга, как две капли воды, они думают и говорят об одних и тех же вещах они одинаково, но при этом сами всерьёз считают, что друг на друга совсем не похожи, и постоянно твердят: «Только я говорю правильно, а он несёт полную чепуху!» – из-за чего регулярно спорят и дерутся.
А теперь реальная история. В начале XVIII века в Англии одновременно работали два композитора – Георг Фридрих Гендель и Джованни Баттиста Бонончини. Тогдашние придворные постоянно спорили на тему, кто из этих композиторов самый великий. Доходило до дуэлей со смертельным исходом! Более того, Гендель считался любимым композитором короля Георга I, и на его концерты ходили все без исключения тогдашние «патриоты»; Бонончини же пользовался популярностью среди тогдашних «оппозиционеров». Даже две главные политические партии тогдашней Англии – тори и виги – разделились по музыкальному признаку: тори были «за Генделя», а виги – «за Бонончини».
Однако на самом деле что Гендель, что Бонончини сочиняли тогдашнюю «попсу», то есть светскую увеселительную музыку, очень талантливую, однако поверхностную (по меркам тогдашнего притязательного вкуса) и до ужаса одинаковую. Многие при английском дворе прекрасно это понимали, и над «музыкальными войнами» посмеивались. С тех времён до нас дошла весьма едкая эпиграмма Джона Байрома:
Some say, compar’d to Bononcini
That Mynheer Handel’s but a Ninny
Others aver, that he to Handel
Is scarcely fit to hold a Candle
Strange all this Difference should be
'Twixt Tweedle-dum and Tweedle-dee!
Одни твердят: «В сравненьи с Бонончини
Минхеер Гендель — неуч и разиня!»
Другие: «Бонончини против Генделя?!
Маэстро пуст, как серединка кренделя!»
А я молчу, ища названья для
Отличья «Труляля» от «Траляля».
Так в английской (и мировой) литературе навсегда поселились персонажи Труляля и Траляля (или, по-другому, Твидлдум и Твидлди), герои шутливых песенок, которых в конце XIX века писатель Льюис Кэролл даже вставил в сказку «Алиса в Зазеркалье».
* * *
А кого же эти английские снобы (уточнение: вообще-то слово «сноб» появилось в конце XVIII века) считали «серьёзным» композитором?
Ну, например, великого Алессандро Скарлатти – последнего классика эпохи барокко! Сравните, вот Скарлатти:
А вот Гендель. «Модно, молодёжно» и вообще, фу, «примитив»:
Кстати, в Лондоне с Генделем одно время успешно (и даже победоносно!) соперничал другой итальянец – Никола По́рпора:
А вы что скажете, уважаемые «современные уши»?
Читайте (и слушайте) также:
Что такое «Марлезонский балет», и о чём умолчал Александр Дюма?
Почему необходимо слушать классическую музыку и с чего начать, если никогда этого не делали?
Журнал "Лучик" можно выписать для детей на сайте Почты России
Можно полистать старые журналы здесь