Оказывается, титул столицы Урала оспаривают сразу два города. Пермяки якобы подвержены комплексу жителей «бывшей столицы» по отношению к екатеринбуржцам. Спор двух уральских городов-миллионников напоминает тот, что ведут меж собой Москва и Петербург: бордюр или поребрик, бадлон или водолазка, шаверма или шаурма. Пермяки косятся на Екатеринбург: город не для жизни, а для заработка, люди там злые, а вот в Перми...
Оба города богаты и благоустроены: насыщенная культурная жизнь, широкие проспекты, высотки – губернский размах, качественная уборка снега, которую не устаем подмечать мы, петербуржцы, после минувшей зимы. И тем не менее, Пермь показалась нам патриархальнее и провинциальнее Екатеринбурга (в хорошем смысле).
Визуально этот город - мешанина из купеческого Поволжья, горнозаводского Урала и северного уклада жизни. Например, хозяин съемных апартаментов поспешил предоставить гостям все самое лучшее, в том числе, и новейшую индукционную плиту. Но посудой, которую «читает» чудо кухонной техники, запастись позабыл. В результате – пришлось варить гречу в сковороде.
Вот такой он, пермский опыт.
Пермяки вальяжны и неторопливы, но везде поспевают: ленивыми или медлительными их не назвать. Гостеприимны, но не заискивают перед туристами. А пермские просторы, ох уж пермские просторы! Тут не только широкие проспекты, но и огромные квартиры-студии (дважды останавливались в апартах в новостройках), высоченные потолки... Почему так? Почему на Урале могут жить с имперским размахом, а в самом что ни на есть имперском Петербурге по этому самому имперскому размаху все больше страдают, ютясь в квартирах-клетушках.
Что же до оснований на статус «бывшей столицы» Урала, то их у Перми предостаточно. В 1796 году по указу Павла I город стал центром Пермской губернии. Екатеринбург в то время был обычным уездным городом, правда, в нем располагалось горное начальство. Зато в 1916-м в Перми был открыт первый на Урале университет.
Уральскую суровость пермяки стараются смягчить говором: в названии города словно ставят мягкий знак не только после «м», но и после «р». Стремление к компромиссу, говорят, было свойственно этому краю во все времена. Старая Пермь, например, даже в годы советской власти сохранила свою архитектурную доминанту – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Он организует все городское пространство.
Сейчас в соборе располагается художественная галерея, и главное ее достояние — коллекция церковной пермской деревянной скульптуры. Совершенно уникальное для православия явление, не в его традиции скульптурное изображение святых.
Что это, материальное эхо пермяцких божков и идолов? Компромис старых и новых верований? Подобную скульптуру мы видели лишь однажды в Каргополе, что к Северу от Петербурга в Архангельском области. В собрании Каргопольского музея хранится небольшая, но интересная коллекция: три скульптуры Николы Можайского, две скульптуры Христа в темнице, фигурки ангелов, резные изображения распятия и так далее. В Перми коллекция гораздо представительней. Ради нее одной уже стоит ехать на Урал. Жаль, съемка в этом зале музея запрещена даже за дополнительную плату, поэтому показать не получится.
Еще одно напоминание о древнем пермском наследии в отличии от православной скульптуры горожане не взлюбили. Речь об арт-объекте «Пермские ворота», созданном художником Николаем Полисским. Ворота высотой 12 метров в виде гигантской буквы «п», ориентированной на все четыре стороны света, собраны из брусков деревьев. Но точкой притяжения для пермяков они так и не стали. А жаль, на фото выглядят интересно.
Не спрашивайте, что это сооружение символизирует. Возможно, древние пермяцкие верования, а может – памятник бурелому.
КАМА ВПАДАЕТ В КАСПИЙСКОЕ МОРЕ
Но даже миролюбивых пермяков, оказывается, можно не на шутку разозлить, упомянув, что Кама, на которой стоит город, впадает в Волгу. Забудьте, что читали в школьных учебниках! Это Кама впадает в Каспийское море. Вернее Волга впадет в Каму и река, которая движется после их слияния дальше, по праву должна называться Камой.
Надо сказать, мнение пермяков небезосновательно. Кама значительно древнее Волги, и последняя по водности проигрывает: среднегодовые расходы рек, согласно справочникам, равны 3 750 куб. м/c и 4 300 куб. м/c, соответственно. Волга принимает в себя меньшее количество притоков и уступает Камскому бассейну.
Кама широка и судоходна. Но судоходство на Каме переживает не лучшие времена. А когда-то офис Камского речного пароходства размещался в самом красивом и просторном из купеческих особняков Перми — доме Мешкова на Монастырской, 11. Не так давно сюда переехал краеведческий музей. Такой большой дом пароходству стал не нужен.
ЕСТЬ ЛИ У ПЕРМЯКОВ СВОЯ ФИРМЕННАЯ КУХНЯ?
Кулинарный туризм и посикунчики
Есть. Да еще какая!
Когда будете в Перми, обязательно загляните в Пельменную №2. Отведайте местных пельменей, коих тут позиций 20 в меню, и не забудьте про посикунчики! А с нашим видео при детях аккуратнее, в кадре стопочки с содержимым. Не пропагандируем, но констатируем документальный факт: какие же пельмени без водочки.
Пельмени – пермское блюдо. Даже русское слово «пельмени» имеет коми-пермяцкие корни, «хлебное ухо» иначе. Кроме классических пельменей из нескольких видов мяса у пермяков популярны «ухи» с разными видами рыбы, а еще с грибами, луком, репой и даже квашеной капустой.
Сначала рецепт приготовления пельменей освоили в Прикамье, затем – на Вятке и только потом уже на остальных территориях России. Мы серьезно! Поройте источники – узнаете, что изобретены пельмени были в начале XVII века на одном из участков Московской государевой дороги, или по старинке тракта. На удалении в нескольких десятках верст от ближайших селений на северо-западе Пермской губернии стояли эмм... постоялые дворы Часовня и Казарма – ни что иное, как оборудованная стоянка для отдыха и смены лошадей. Говорят, именно тут ямщики выдумали свое особенное калорийное, горячее и, главное, быстро приготовляемое блюдо. При условии, конечно, что хозяйки загодя их лепили, начиняли, замораживали и упаковывали мужьям в дорогу.
Прообразом пельменей стали постные «ушки», известные по всей России еще с XVI века. Но пермяки творчески переработали начинку: удовлетворили и самым изысканным вкусам, и прожорливым мужикам-возницам и ...требованиям, предъявляемым к современному фастфуду. Как уже говорили, в пельменях ценились простота и скорость приготовления.
Впрочем, абсолютный лидер пермской кухни все-таки не пельмени, а посикунчики. Визуально – некий гибрид пельменя, мини пирожка и чебурека, обжаренных в кипящем масле до золотистой корочки, но по вкусу эксклюзивны. Начинка, да и само тесто отличаются от всего, что пробовали раньше. Вариаций начинок, кстати, тоже множество.
Как объяснила нам официант заведения, посикунчики так называются потому, что брызжут соком при надкусывании, то есть «сикают». Звучит забавно. Что уж, кулинарная Пермь удивила, так удивила!
Продолжение следует...
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас