Если бы человек походил на кота, который гуляет сам по себе, появились бы у него такие качества, как честолюбие и тщеславие? Видимо, нет. Это качества коллективных существ. Их корни дают ростки того дерева, «ветви» и «крона» которого расцветают в социуме.
Честолюбие и тщеславие – наиболее показательные социальные чувства эгоистического содержания современного человека, как, впрочем, и человека из прошлого.
При этом честолюбие трактуется исследователями как желание приобрести высокое общественное положение, влияние, а также стремление заслужить признание и связанные с ними почести и награды.
Тщеславие рассматривается как тщетность поиска славы, хвастовство, высокомерие, амбициозность, то есть это стремление добиться почитания другими того, что в действительности не является истинным достоинством человека.
МАЯКИ ЧЕСТОЛЮБИЯ
В современном обществе честолюбие может восприниматься и как негативное качество, и нейтрально, и положительно. В коллективистских культурах Востока честолюбие порицается, в индивидуалистических культурах Запада – поощряется, а в гибридных культурах, где есть переплетение Востока и Запада, превалирует индифферентное отношение.
Большое количество всевозможных конкурсов, званий, наград, почетных должностей – показатель господства «честолюбивых маяков» в социуме. Однако, понимая, что честолюбие выступает эгоистическим генератором социальной активности индивидуума, иногда бывает достаточно трудно рассмотреть условную границу, за которой честолюбие одного приводит к ущемлению прав и свобод других, а погоня за ложной славой и безумством собственного величия – к гибели людей и даже народов.
ВЛЕЧЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ И ОБИДА
Тщеславие – это не просто амбициозность, а высокомерное стремление человека возвыситься над другими, его желание заявить им о претензии на свою исключительность. Такой человек желает гораздо больше, чем может или заслуживает на самом деле. Это страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих. Амбиции присутствуют в той или иной мере у каждого из нас, но они имеют различную направленность, и именно их патологическая природа выливается в тщеславие.
ТЩЕСЛАВИЕ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ, КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОСТИТЬ, ПОСКОЛЬКУ НЕ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ТОГО НАСТОЯЩЕГО ВЕЛИЧИЯ, К КОТОРОМУ ОН СТРЕМИЛСЯ ВСЛЕД ЗА ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.
КУПИ МНЕ «АКАДЕМИКА»
Например, иногда приходится наблюдать, как ученые после того, как стали докторами наук и профессорами, сразу же стремятся «вскочить» на самую верхнюю жердочку научной иерархии – «в академики». Причем многие из них абсолютно не имеют для этого внутреннего потенциала. Если они не достигают таких «вершин», «фирмы по тщеславию» предоставляют им возможность просто купить эти звания. Например, можно приобрести звание академика Нью-Йоркской академии наук. И вскоре псевдоакадемики уже с гордым величием прописывают на своих визитках и табличках кабинетов новое звание. При этом они очень болезненно реагируют, когда окружающие уличают их в «подлоге». Другой знакомый нам пример – политики, которые утверждают свое величие за счет эксплуатации чаяний и надежд избирателей. Заигрывание в популизм – это также инсталляция тщеславия политика, который стремится быть лучше других. Он старается привлечь к себе внимание с целью генерирования восхищения и зависти со стороны как избирателей, так и конкурентов. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но горе тем, кто подчиняется генералу с психологией «освобожденного раба
КАК РАСПОЗНАТЬ ТЩЕСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА?
Чрезмерно тщеславный человек внешне вполне может казаться скромным, но у него обязательно будут бросающиеся в глаза атрибуты, которые надменно подчеркивают его исключительность. Он желает, чтобы в его адрес звучали приятные, ласкающие слух слова и отзывы, нетерпим к критике, обидчив и мстителен. Мстительность проявляется на уровне того, что, изображая из себя жертву, такой человек начинает постоянно жаловаться, искать «соринки в глазах других».
Он не брезгует выбором средств для сохранения своего чувства превосходства и защиты высокомерия от любых посягательств, выбирая самые деструктивные способы отмщения.
КАЗАТЬСЯ, А НЕ БЫТЬ
Тщеславие, как и честолюбие, присутствует в каждом из нас. Разница в уровнях их инсталлирования. Как отмечал известный психолог Альфред Адлер, «тщеславие выступает следствием неудовлетворенности многих людей. Они являются теми несчастными, что не могут найти общего языка с окружающими и приспособиться к жизни. Их главной целью является желание казаться более значительными, нежели они есть на самом деле». Такие люди вечно со всеми на ножах, так как их единственной заботой является собственная репутация, а в обществе тщеславия принцип «казаться, а не быть» выступает значимым ориентиром жизнедеятельности. Достаточно вспомнить роман Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» или рассказ Антона Чехова «Радость», чтобы понять, чем готовы жертвовать тщеславные люди.
МНИМАЯ СЛАВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Сегодня, в эпоху господства социальных сетей, особенно ярко проявляется тщеславие тех людей, которые стремятся любой ценой заявить о себе. Им важно показать, как они могут «победить любого врага» или «овладеть любой цитаделью». Особенно печально то, что такие тщеславные индивидуумы создают негативные ориентиры для неокрепших детских умов и заражают их мрачными мыслями относительно способности одерживать «великие победы». Так возникают разные деструктивные группы несовершеннолетних, в которые вовлекаются подростки с неокрепшей психикой. Тщеславие очень токсично, и особенно в той социальной среде, где оно выступает образцом для подражания. «Рискни, будь не таким, как все, ты избранный, ты лучший…»
ФАБРИКИ ГЕНЕРАЦИИ ТЩЕСЛАВИЯ
Тщеславие вызывает целый комплекс социально-психологических проявлений. Люди могут как восхищаться взошедшими на пьедестал славы – получившими престижную премию, награду или вошедшими в топ лучших, так и завидовать им, а иногда и ненавидеть их.
Но если раньше (до появления телевидения, интернета и социальных сетей) такие проявления транслировались на более-менее ограниченную аудиторию, то сегодня симбиоз человеческого тщеславия и средств массовой информации получил возможность проникновения в сознание тысяч людей.
ТЩЕСЛАВНЫЕ ЛЮДИ И «ИНСТИТУТЫ ТЩЕСЛАВИЯ» ПОСТАВЛЯЮТ НА РЫНОК ИНФОРМАЦИИ СЛАВУ, ВЛАСТЬ И БОГАТСТВО ИЗБРАННЫХ И ВСЕ, ЧТО С НИМИ СВЯЗАНО. А СМИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В СВОЕОБРАЗНЫЕ РУПОРЫ ТЩЕСЛАВИЯ.
Иллюзии собственного величия уже не представляют нечто чрезвычайное и противоестественное. Они подаются как обыденное явление в жизни современного общества. Ведь желание быть лучше других вполне приемлемо и порой единственная мотивация для саморазвития личности.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕЩЕРНОГО РАЗУМА
Cама природа поощряет развитие человеческого индивида, награждая каждого, кто добился высоких результатов, чувством удовлетворения.
ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТЕХ, КТО СТРЕМИТСЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, К ПЕРФЕКЦИОНИЗМУ, ВРЯД ЛИ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ВЫШЛА БЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ «ПЕЩЕРНОГО РАЗУМА».
Но далеко не каждый человек способен благодаря своему кропотливому труду подняться над другими. В истории есть много примеров, когда не труд возвышал человека, а его болезненное самолюбие, которые сублимировалось в самые неприглядные поступки. Если нет возможности подняться самому, но так хочется быть самым лучшим (или место на пьедестале одно), то можно попробовать «опустить» других. И здесь амбиции «возвеличивают» человеческую низость, которая сегодня продуцируется в таких масштабах и при помощи таких средств, до которых в прежние времена не могла додуматься самая богатая человеческая фантазия.
КАК НЕ СТАТЬ ТОКСИЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Мы сегодня испытываем такое влияние пропаганды тщеславия, какого никогда не испытывало ни одно поколение. На личностном и групповом уровнях происходит усиление эгоистичных установок, направленных на собственное возвеличивание и доказательства своего превосходства над другими, а тщеславие становится подлинным мотивом поведения миллионов. Важно не забывать, что надменное продуцирование таких социальных чувств приводит к болезням и конфликтам. До тех пор, пока вы не составляете угрозы для окружающих, ваша значимость и успехи являются вполне приемлемыми. Но как только ваши амбиции превращаются в «цунами», вы становитесь токсичным и в лучшем случае обрекаете себя на муки одиночества. Возможно, вы и будете рады роли «кота, который гуляет сам по себе», но тогда возникает вопрос – зачем так остервенело стремиться к тщетной славе?
Автор: Сергей Гаркавец