В прошлом вопрос о строительстве железнодорожной ветки от Транссибирской магистрали к городу Зее поднимался не раз, а в 2008-м линию включили в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».
Осуществить задуманное предполагалось до 2015-го, как и часть других инициатив, указанных в документе — в общей сложности в границах Забайкальской железной дороги предполагалось построить свыше 900 км. Сообщалось, что на эти цели РЖД потратят более 5 трлн руб. В то же время подчеркивалось, что реализовать обозначенные проекты возможно лишь при активном участии государства и частных инвесторов. Об этом в 2011-м в интервью Вестям.RU говорил и тогдашний глава РЖД Владимир Якунин.
Что касается 105-километровой линии до Зеи, то она должна была соединить последнюю с железнодорожной сетью страны через станцию Тыгда (Магдагачинский район), открытой еще в 1914 году. Приступить к реализации проекта первоначально планировали в 2010-м, но затем старт работ перенесли, объявив, что к мероприятиям на площадке приступят после 2016 года. В ценах 2012-го затраты оценивались в 11 млрд руб.
Магистраль отнесли к социально-значимым линиям, которая, как считается, значительно улучшит транспортное сообщение в Приамурье. Сегодня от станции Тыгда людям приходится добираться до города либо на автобусе, либо на такси, что доставляет дополнительные неудобства. Вот только, когда проект включили в выше упомянутую Стратегию, население Зеи составляло почти 28 тыс. человек. И с тех пор оно сократилось до 19 тыс. Поэтому проект не является сегодня приоритетным, и его реализация, в принципе, остается под вопросом.