Из новостей последнего времени новость о резком сокращении количества метановых заправок в России прошла не замеченной, а зря. В этой новости, как в капле воды, отражается океан нежелания Газпрома реально заняться расширением своего рынка внутри страны. Что весьма странно, на фоне возникающих внешних проблем.
Вот что пишут по данной ситуации "Известия"
В России стали закрываться газовые заправки (АГНКС), рассказали «Известиям» три источника в отрасли. Информацию подтвердили в Национальной газомоторной ассоциации (НГА). По словам собеседников издания, такие случаи фиксируют во всех субъектах страны, пока это единичные инциденты. Но эксперты допускают, что число газовых заправок может сократиться на 40%. Причина — отсутствие спроса на автомобили на газе: из 50 млн машин в России на это топливо переведено всего 2–3%. Также специалисты учитывают фактор мошенничества: некоторые компании ставят АГНКС ради бюджетных выплат, а потом, получив до 100% субсидий на их строительство, оставляют пустующими.
Весьма странно, не правда ли? Самое дешёвое топливо и не пользуется спросом. Особенно с учётом того, что ещё с 1990-х годов государство российское стимулирует переход автотранспорта на природный газ. Миллиардные вливания из бюджета, а результат - 1,5 миллиона автомобилей на природном газу из 50 миллионов зарегистрированных. Даже у паровоза КПД был выше, чем у Газпрома в этом секторе бизнеса.
По данным сайта agnks.ru, в апреле 2021 года в России было 650 газовых заправок, а сейчас их число снизилось до 632. Более 60% объектов принадлежат «Газпрому», остальные 40% могут закрыться, если не найдут достаточного спроса среди потребителей, поделился мнением зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Можно, конечно, рассматривать данные события как некий "хитрый план" по вытеснению конкурентов, но было бы откуда вытеснять. Рынок метанового топлива слишком мал, что бы за него бороться.
Можно ли Газпрому нарастит продажи, не вкладывая деньги в инфраструктуру?
Такой вопрос повергнет в шок любого обладателя диплома МБА, привыкшего за высокою зарплату "заливать проблемы деньгами", причём не своими. Ответ давно известен, хотя и лежит в совершенно другой сфере, чем "слияния и поглощения", но для начала немного истории. Из другого бизнеса, но аналогично когда-то монопольного
AT&T Inc. (эй-ти-энд-ти) — американский транснациональный телекоммуникационный конгломерат со штаб-квартирой в Далласе, штат Техас. Крупнейшая в мире телекоммуникационная компания и один из крупнейших медиаконгломератов.
Начало истории AT&T неразрывно связано с Александром Белл — его имя до сих пор носят подразделения компании. В 1876 году Белл зарегистрировал патент на телефон. Годом позже он со своими финансистами, Гардинером Грином Хаббардом и Томасом Сэндерсом, основал Bell Telephone Company (телефонную компанию Белла)[16]. Первая телефонная линия была проложена в 1878 году в Нью-Хейвене (Коннектикут). В следующие три года телефонные линии появились в большинстве крупных городов США.
В 1913 году между AT&T и антимонопольным комитетом было достигнуто так называемое соглашение Кингсбери (Kingsbury Commitment), которым за AT&T закреплялся статус естественной монополии
Теперь о том, как в США начинался интернет. В далёкие ещё 1960-е, а именно в 1968 году федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission) обязала AT&T разрешить подключение к сети аппаратов других производителей.
Именно это решение позволило десять лет спустя подключать к телефонной сети компьютерные модемы, что и стало началом распространения интернета сначала в США, а потом и по всему миру.
Аналогичное для Газпрома решение выглядит так
Проживающим в частном секторе гражданам разрешается без согласования с поставщиком природного газа подключать к газовой сети низкого давления кроме тепловых приборов компрессорные агрегаты высокого давления и другие агрегаты, используемые для личных нужд, с принятием всех рисков подобного подключения на себя.
При цене 1 кубометра природного газа в 5-6 рублей это даст резкий рост количества автотранспорта на природном газе, без всяких вложений со стороны Газпрома. Граждане сами купят компрессоры, цена которых резко упадёт из-за расширения рынка.
Как это работает, можно почитать в журнале "За рулём".