О дисциплине и странностях человека
Дисциплина - это такая программа поведения человека, в результате действия которой человек делает то, что должно делать, хотя и не желает, или не делает того, что желает, потому что делать этого не должен. Должен и не должен обычно относится к правилам поведения, нормам, договоренностям, решениям, приказам, распорядкам, расписаниям, технологиям. У программы дисциплины два “движка” противоположной природы: собственная воля человека, и тогда говорят о самодисциплине, и воля извне - другого человека или группы людей. Лучше бы говорить, что воля извне запускает собственную волю человека, но дисциплина работает и на принуждении. Часто воля извне оформлена как нормы и действует как всеобщая или групповая программа поведения. Можно говорить о правилах поведения и решениях о поведении, а значит, правила классически включают: то, что должно делать - обязанности; то, что нельзя делать - запреты; свободы - то, что можно делать как хочешь. В группах людей от выполнения правил зависит сохранение группы, что дает блага членам группы. Чтобы сохранить группу, нужно чтобы все ее члены соблюдали правила, иначе группа распадется. Чтобы правила соблюдались, нарушения правил караются санкциями. В случае самодисциплины такими санкциями являются самоукорения и добровольные лишения чего-то полезного и приятного. В случае внешне заданной дисциплины санкции исполняются группой, кем-то из ее членов, и тогда набор наказаний за невыполнение норм может оказаться куда суровее.
Лучшее понимание дисциплины в целом - это самодисциплина, волевой контроль и коррекция собственного поведения. Мы говорим о дисциплинированном работнике, когда он усилиями воли соблюдает правила, решения, договоренности, обещания. Значит, дисциплина - это программа поведения, основанная на волевом контроле, самоуправлении. Управление - это воздействие субъекта на объект, вследствие чего состояние, поведение и действия объекта изменяются. В случае самоуправления сложно без условностей говорить о том, кто субъект и кто объект - ведь это один человек. Тем не менее, нам знакомы такие странности человеческой натуры как внутренний диалог, угрызения совести, а теперь еще и дисциплина.
Классика управления содержит четыре обязательных условия, чтобы нечто являлось управлением: должны быть в наличии два и более участника - субъект и объект; воздействие субъекта на объект - приложение субъектом энергии к объекту; изменение состояния объекта; причинно-следственная связь между воздействием субъекта и изменением состояния объекта. Прямо с первого пункта ни одно из условий в случае самоуправления не выполняется, но управление все же есть. Странно, но это так.
Возможно, решение проблемы самодисциплины, дисциплины на собственной воле нужно искать в том, что делает личность с собой ввиду ее нематериальной природы - пытается материализоваться и материализовать свои действия хоть как-то. Так, например, личность проделывает доказательный эксперимент: перехватывает управление некоей функцией, например, пищевой у пищевого инстинкта и, наблюдая голодающий организм, делает логичный вывод - если пищевой инстинкт вел бы человека к действиям по поиску и поеданию еды, но этого нет, то то, тот, та, кто сдерживает человека от еды - это кто-то, но не организм с его инстинктами. Так личность получает подтверждение, что действует она, а значит, она существует. Личность проделывает это со всеми инстинктами и рефлексами - пищевым, дыхательным, самосохранения, репродуктивным, стадным, доминантным.
Для личности не проблема назначить саму себя субъектом и объектом одновременно и затеять между ними диалог и даже брань, бой, конфликт, и тогда, если субъект победил, и человек встал с дивана и принялся писать эти строчки, то дисциплина сработала, если же человек продолжает лежать, а объект управления не подчиняется субъекту, то дисциплина не возымела успеха. Как такое возможно? Похоже на бред! Да! Бред и есть, но именно так устроен человек, управляемый личностью, и так действует личность, управляя человеком. Поищем же среди этого фантасмагорического нагромождения странных умозаключений методы управления и методы дисциплины. Этому и посвящен очередной мастер-класс преподавателя РАНХиГС Русакова Сергея Александровича “Дисциплина как двигатель” цикла о готовности и неготовности действовать. В среду 28 сентября 2022 года с 20.00 до 21.00 в трансляции с возможностью просмотра видеозаписи по ссылке: https://youtu.be/lMWVz2CddgQ
p.s. Если вы запутались, читая подобные бредни, то это говорит о здоровой психике, удерживающей пытливую личность от постижения тайн бытия :)