Древнегреческие мифы лежат в основе огромного пласта нашей культуры. «Нашей» я тут упоминаю в самом широком смысле — общечеловеческом. Так получилось не в последнюю очередь благодаря таланту древнегреческих же поэтов, драматургов и философов, оставивших блестящие произведения на основе этих мифов (спасибо вам, Эсхил, Софокл, Гомер, Еврипид и многие другие), но сюжеты и персоналии будоражили и продолжают будоражить воображение творческих людей и по сей день.
«Коллективный талант» Г. Л. Олди — как раз из тех, кто с большим успехом обращается к щедрой на сюжеты древнегреческой мифологии. Я вообще не слишком большой поклонник «сериальной» литературы, но их «ахейский» цикл занимает почетное место в книжном шкафу. Кстати, уже одно то, что я в наш цифровой век озаботился приобретением всех книг цикла в бумажном виде, говорит о моей любви и уважении к этим произведениям и их авторам.
Начиналось все со знаменитых персоналий — Одиссея и Геракла. К Олди примкнул еще Андрей Валентинов, написавший книгу о Диомеде, чье отсутствие в знаменитой экранизации троянской истории (в остальном прекрасной) я так и не простил. Кто-то скажет, что переложение старых легенд на новы лад — занятие неблагодарное… И ошибется. Олди сделали это гениально. А уж когда они взялись за персонажей менее известных… Кто помнит отца Геракла, Амфитриона? И вот новая книга — об убийце Химеры Беллерофонте.
Затрудняюсь сказать, почему, но фигура Беллерофонта меня интересовала всегда. Слишком уж много несостыковок и недоговоренностей присутствуют в его трагичной (как и большинства героев, надо заметить) истории. Олди взялись заполнить эти лакуны в своем романе «Золотой лук».
Пересказывать сюжет романа не стану: во-первых, чтобы не портить удовольствие тем, кто еще не читал книгу, во-вторых, простой пересказ не передаст того погружения в мир богов и героев, какое ощущает читатель «Золотого лука». Конечно, многие персонажи (прежде всего бессмертные олимпийцы) — сквозные для всего цикла, но роман можно читать и как совершенно отдельное произведение, хотя часть удовольствия, конечно, будет утрачена.
В каком-то смысле можно сказать, что весь цикл построен на противопоставлении мужества и любви смертных эгоизму и, зачастую — подлости олимпийских богов. Хотя у некоторых из олимпийцев все-же иногда прорезаются человеческие чувства (особенно у Гермеса, которого можно в определенном смысле можно назвать главным сквозным героем всех книг цикла и явным любимчиком авторов), Олди все же постоянно играют на их неспособности в полной мере оценить силу смертности. И именно в «Золотом луке» это противопоставление выходит на первый план, становится основой сюжета.
Интересно, что история одной из героинь романа, Горгоны Медузы (единственной смертной из Горгон) — яркое воплощение этого неразрешимого конфликта и взаимонепонимания богов и смертных. Я даже удивлен, что Олди не использовали его в полной мере, в частности, подробности того, как Медуза стала пугалом всей Эллады (хотя версия эта поздняя и, возможно, апокрифическая). По этой версии (описанной Овидием) Медуза была прекрасной девушкой, настолько, что ее возжелал любвеобильный Посейдон, который после отказа стал ее преследовать и взял силой в храме Афины, куда Медуза прибежала просить о заступничестве.
После чего Афина покарала… Медузу! Именно Афина превратила Медузу в змееволосое чудовища, за то что та посмела просить богиню о помощи от бога-насильника.
Впрочем, это всего лишь мои причитания — книга прекрасна и вполне исчерпывающа и без этого эпизода. Мне очень понравилось, как Олди связали воедино судьбы Беллерофонта, Пегаса и Хрисаора, придав довольно загадочному и противоречивому мифу полноту, драматизм и, как это ни удивительно звучит — надежду.
И да, старый хитрец Сизиф у Олди просто великолепен.
Теперь мне еще больше хочется, чтобы Олди обратили свое творческое внимание на скандинавский эпос. В конце концов, чем Локи хуже Гермеса? Да и негодяй Один, бог-подлец, вполне себе ровня царственному Зевсу, одна из ипостасей которого — несправедливость…
А пока - читайте "Золотой лук", и вы узнаете, что происходит, когда Свобода, Сила и Смерть - нет, Смертность, сходятся воедино.