Для лечения бесплодия уже давно используют донорские гаметы – сперму и яйцеклетки. Среди мужчин – кандидатов в доноры, как правило, конкурс не только по медицинским критериям, но и по стандартам красоты и образованию. Клиенты хотят видеть своих потомков высокими (поэтому мужчины ниже 177 см ведущими клиниками и банками гамет в США, типа Cryobank California не рассматриваются), студентами или выпускниками вузов. А студенты обычно не прочь получить дополнительные 100-250 баксов за …кхмм… донацию в клинике под просмотр интересного кино и за чтением развивающей литературы определенного характера.
А вот с женщинами – совсем другое дело, яйцеклетки не просто на вес золота, они весомо дороже золота. Процедура забора яйцеклеток – инвазивная, болезненная и включает в себя гормональную терапию. Желающих «задонатить» - не много. Кроме того, эта процедура может привести к серьезным последствиям – синдрому гиперстимуляции яичников (СГЯ), а тот, в свою очередь, способен приводить к летальному исходу. И хоть такие последствия очень редки, но, во-первых, они бывают, а во-вторых, вероятность возникновения СГЯ возрастает при увеличении гормональной терапии и количества донаций, о чем не всегда говорят потенциальным донорам.
Чем позже люди заводят детей, тем востребованнее яйцеклетки. Помню, на междисциплинарном семинаре в Высшей школе экономики симпатичная тетенька эмбриолог с факультета фундаментальной медицины МГУ сказала, что «покуда есть мода заводить детей после 30, нам, эмбриологам, не только на хлебушек хватать будет, но и на икорку к нему».
Естественно, дорогой товар и клиентам, и клиникам хочется приобрести подешевле. Мы нынче живем в развитую капиталистическую эпоху, когда между странами существует неравномерный обмен. Природные ресурсы стран третьего мира в большом количестве утекают в экономически развитые страны в обмен на технологичные товары или же просто напечатанную валюту, не обеспеченную золотым (или любым другим материальным) стандартом. И сегодня, когда при помощи вспомогательных репродуктивных технологий можно лечить бесплодие путем донации женских гамет, женщины бедных стран автоматически превращаются в природный ресурс.
Особенной популярностью среди обеспеченных британцев, американцев и западных европейцев пользуются представительницы Восточной Европы, поскольку они белые и дети, рожденные с использованием их яйцеклеток, тоже будут белые. Большой спрос всегда на женщин из Молдавии, Румынии и Украины. Они красивые, молодые и бедные, а это значит, что их яйцеклетки – отличное качество по низкой цене.
В 2006 году The Guardian опубликовал историю Светланы из Украины, которая тайно от мужа и родственников ездила сдавать яйцеклетки в клинику в Киеве. Молодой женщине обещали 300 долларов за донацию, а если она будет «плодотворным» донором и сможет выдать большее количество яйцеклеток, то даже накинут деньжат. Женщину не то чтобы подробно не проинформировали относительно процедуры и рисков для здоровья, но даже не сообщили, что она будет подвергаться гормональной терапии. Светлана думала, что инъекции, которые нужно было делать каждый день за пару недель до процедуры, - это «очистка крови», как ей объяснили в клинике. К пятой донации из Светланы вытащили 40 здоровых яйцеклеток, что в 4 раза больше, чем обычно берут у женщины, которая собирается стать матерью с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) – т.е. зачать ребенка в пробирке. За такой стахановский труд Светлане выдали дополнительные 200 баксов. Только вот в Британии клиенты клиник платят за донорские яйцеклетки 3 000 фунтов стерлингов. Другой женщине, Ирене, вкололи гормонов почти в 2,5 раза больше нормы, что повышает не только продуктивность женщины – количество вытащенных яйцеклеток, но и риск синдрома гиперстимуляции яичников.
Вдобавок к рискам для здоровья женщинам-донорам прилагаются психологические проблемы: все они очень стесняются своего поступка и жалеют о нем, думают о тех детях, которые (возможно?) родятся и будут жить без них где-нибудь в других странах. В среднем женщины переживают этот факт тяжелее мужчин, им неприятно думать, что их ребенок живет где-то без биологической матери, что они его сами отдали до его рождения, и даже хуже – продали. Однако весомая доля женщин делают это чтобы помочь материально своим детям, с которыми они живут в семье. Идут на это не от хорошей жизни, а потом многие из них долго мучаются. Эти страдания увеличиваются от того, что женщинам зачастую просто не перед кем высказаться, они хранят свой поступок в тайне. Они вынуждены жить с этим.