Карн Кениджек
Карн (Carn) - в западном Корнуолле так называют обнажения гранитных пород, в виде отдельно стоящей скалы, или группы скал, расположенные, как правило, на вершинах холмов и возвышенностях; в восточном Корнуолле и соседнем Девон подобные гранитные обнажения известны как Торы (Tors). Это формы рельефа, возникшие в результате эрозии и выветривания горных пород. Близкий термин каирн (англ. cairn), использующийся в археологии, обозначает искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы, используется также для обозначения каменных курганов, каменного ядра в земляных курганах, засыпки камнями дольмена.
Карн Кениджек (Carn Kenidjack) расположен на пустоше Woon Gumpus Common, больше известной, среди аборигенов, просто как Гамп (The Gump). Гамп лежит к северо-востоку от Сент-Джаста, между Сент-Джастом и Пендином. Это унылое, открытое место, овеянное мистикой и мрачными местными легендами, а многочисленные мегалитические памятники добавляют Гампу таинственности и загадочности. Карн Кениджек одиноко возвышается над пологой возвышенностью, доминируя над окружающим ландшафтом. Его высота примерно 200 метров над уровнем моря.
Другое название карна Кениджек - Воющая скала. Как утверждают местные, когда дует сильный ветер со стороны моря, скалы издают жуткий воющий звук.
Путь рудокопов
Более или менее приличная дорога появилась в Сент-Джасте только в 1763 году. До этого путь на Сент-Айвз и Пензанс представлял собой тропу, идущую по пустошам и возвышенностям - там было легче ориентироваться. Тропа эта получила название: «Путь рудокопов» (Tinners’ Way), так как по ней перевозили руду из рудников Сент-Джаста в порты Сент-Айвза и Пензанса. Тропа была практически непригодна для телег и повозок и руду перевозили на вьючных животных (обычно для этих целей использовали мулов). Начиналась тропа ближе к побережью [недалеко от современного аэропорта] и проходила в том числе и по Гампу, вбирая в себя по пути более мелкие тропинки от окрестных шахт, ферм и деревушек. Название «Путь рудокопов» появилось ближе к нашему времени, а сама тропа возникла вероятно ещё в древности, возможно даже в эпохи неолита или бронзы.
Легенды Гампа
В 1861 г. Край земли и Сент-Джаст посетил Джон Томас Блайт, корнуолльский художник и любитель древностей, вот как он описал Гамп:
“Даже днем он производит мрачное и таинственное впечатление; ночью шахтеры пересекают Гамп в страхе и трепете”.
Блайт упоминает о "сказочных легендах", которые ему рассказывали местные жители. Истории о путешественниках, которых «неотразимая музыка» сбила с правильного пути; о пикси - крошечных феях, играющих на маленьких дудочках и носящих шляпы, сделанные из цветов; и другие мрачные и пугающие истории об этом месте.
Многие легенды и истории дошли до нашего времени и местные жители рассказывают их доверчивым туристам.
Местные любят рассказывать: как однажды, рассказчик или хорошо ему знакомый человек, шел темной ночью по одной из троп Гампа и безнадежно заблудился из-за мерцающих огней, ложных троп или таинственных незнакомцев. Корнуолльцы называют это: «быть ведомым пикси». Некоторые тропы пользуются особенно дурной славой но почти все они начинаются у паба.
На территории Пенвита в огромном количестве сохранились мегалиты эпохи неолита и раннего бронзового века, здесь есть курганы, дольмены, кромлехи и менгиры. Многие из этих памятников неолита и бронзового века, а также причудливые формы ландшафта, такие как карн Кениджек, местные жители долгое время приписывали феям-пикси. Это жизнерадостные существа с проказливым характером. Говорят, что они услужливы, но в то же время склонны к озорству и злым шуткам. Пикси охотно помогали пожилым и немощным, но не прочь были пошутить над сильными и здоровыми, сбивая их с пути на вересковых пустошах. Вера в пикси была широко распространена по всему Корнуоллу. Проделками пикси объясняли непонятные явления, странные события и все случившиеся неприятности. Особенно этому суеверию были подвержены районы добычи руды, где, если верить историям, пикси были виновны во всех несчастных случаях произошедших в шахтах, будь то травма полученная по неосторожности, камень упавший на ногу или обвал. В 19 веке шахтеры считали пикси зловредными паразитами, которые кишмя кишат в шахте и, стоит потерять бдительность, тут же норовят сделать пакость. Считалось, что круги из камней - кромлехи, это места где пикси устраивали свои шумные праздники с волшебной музыкой и веселыми танцами. На праздник иногда допускали и простых смертных, главным образом обездоленных стариков, которых пикси одаривали подарками и драгоценными камнями. Существует множество историй, в которых алчный человек тайком пробирался на праздник, желая обманом получить у пикси богатство. Во всех историях такой человек либо лишается разума, либо больше его никто не видел.
Существует также легенда о Темном всаднике, который, после захода солнца, скачет верхом на тощей, с выпирающими ребрами, лошади ржаво-коричневой масти по Гампу. Утверждают, что всадник этот - демон, или же один из князей ада, а то и сам дьявол, который охотится за душами припозднившихся путников. Пойманные души демон утаскивает под карн Кениджек, который ни что иное, как вход в преисподню. Увидев Темного всадника нужно со всех ног бежать к лазу в полевой изгороди и пролезть через него - только так можно спасти свою душу и демон останется ни с чем.
Ещё на Гампе время от времени видят старуху в красной шали - это призрак Старой Молл, ведьмы, что при жизни наводила ужас на обитателей окрестных ферм и деревушек и продолжает это делать после своей смерти. Рассказывают, что рядом с тропой через Гамп был колодец с чистейшей водой. Но если на полевой изгороди неподалеку сидела Старая Молл и смотрела на колодец - воду из него невозможно было зачерпнуть, сколько бы туда не опускали сосуд - он оставался пуст.