Нередко мы ставим перед собой цели, которых не достигаем. В этом случае нужно поискать причины неудачи. Однако, 70% успеха в достижении намеченной цели — это ее формулировка.
Самая популярная и широко применяемая модель постановки целей — SMART. В переводе с английского «smart» означает «умный», «смышлёный», однако, название этого метода представлен собой аббревиатуру.
Данный метод ввёл один из классиков мирового менеджмента Питер Друкер более полувека назад - 1954г.
Давайте разберём какой смысл скрыт в каждой букве.
[S] Specific (конкретная) — цель должна быть сформулирована четко и конкретно. Нужно точно представлять какого результата вы хотите достичь. Если в формулировке есть понятия «больше» или «раньше», то нужно конкретно указывать насколько (рублей, минут, процентов и т.д.)
Пример – вы хотите результата в работе «лучше, больше», однако увеличение производительности на 0,1% — это уже больше и лучше, хотя вряд ли он вас устроит. Точно также, как и желание «хочу зарплату больше» - увеличение зарплаты на 10 рублей вряд ли сделает вас счастливым, но это соответствует вашему запросу. Ставьте конкретные цели для достижения того результата, который вам нужен.
При формулировке данного критерия, задайте себе вопросы:
? Каких результатов необходимо достичь?
? Каковы качественные показатели и характеристики ожидаемых результатов?
[M] Measurable (измеримая) — в чем результат будет измеряться? Как вы поймёте, что достигли цели? Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.
Пример – мы часто стремимся к цели «быть здоровым», но непонятно как измерять именно этот показатель. А вот если мы хотим поддерживать состав крови с определенными показателями, это уже задача измеримая и, как следствие, контролируемая.
При формулировке данного критерия задайте себе вопросы:
? Когда будет считаться, что цель достигнута?
? Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
? Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?
[A] Achievable or Attainable (достижимая) — цель должна быть реалистичной. Не достижимые цели демотивируют. Ставить цели, соответствующие своему опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и должен сохраняться достаточно интенсивный ритм работы. Цели должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя.
Пример – мы не можем заставить человека, не занимающегося бегом никогда в жизни бегом, взять и пробежать через 2 дня марафон. Но если мы дадим эту задачу подготовленному бегуну, или неопытному новичку, но со сроком через год, предоставим каждому из них все ресурсы (кроссовки, тренер), то шанс того, что задача будет выполнена, равен практически 100%.
При формулировке данного критерия задайте себе вопросы:
? Какие действия необходимо предпринять?
? Какова должна быть последовательность действий, каковы приоритеты?
? Какие усилия потребуются для достижения цели?
? Какие ресурсы необходимы для достижения цели?
[R] Relevant (значимая) — какие выгоды вам принесёт достижение этой цели? Почему для вас это важно? Цель должна быть реалистичной и уместной в конкретной ситуации, вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
При формулировке данного критерия задайте себе вопросы:
? Является ли поставленная цель важной для достижения общего успеха?
[T] Time bound (ограниченная во времени) — цель должна быть ограничена во времени. В таком случае вы можете управлять процессом достижения цели. Должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.
Пример – у поездов есть расписание, и если человек на него не успел, то поезд уедет без него.
? Когда, к какому моменту времени необходимо достичь поставленной цели?
Данная модель широко применяется как в в бизнесе - для постановке важных стратегических задач и для задач, которые раздаются подчиненным. Модель универсальна в том числе для личных целей - карьерного плана, личностного роста и гармонизации отношений с собой и близкими.
#психология #постановкацелей #психологияразвития #коучинг