Немного грустные воспоминания о РАВНОДЕНСТВИИ связаны с одним единственным нюансом – а где люди-то? На самом деле, после прошлогодних трагических приключений этого фестиваля, когда и стрельба в универе, и буквально драконовские ограничения по поводу пандемии максимально затруднили для людей попадание на мероприятия РАВНО, не то природа, не то сам Господь Бог решили одарить нынешний фест всеми благами, какие только можно себе вообразить. Состав участников и гостей мог бы вызвать обильное слюноотделение у большинства организаторов региональных фестивалей, бабье лето решило не просто подзадержаться на время фестиваля, а вообще вернуть, не мелочась, настоящее лето специально для РАВНО. А ведь еще не маловажно, что вход на любой концерт и любую тусовку фестиваля организаторы сделали свободным, т.е. и бесплатным и максимально раскрученным информационно. Казалось бы, восьмисот мест большого зала Студенческого дворца культуры ПГНИУ в этих условиях должно было не хватить для всех желающих!..
Один из гостей нынешнего РАВНОДЕНСТВИЯ Андрей Козловский вместе с замечательным поэтом Виталием Калашниковым во время оно написали: «Если эта радость тебе не в кайф, то какую надо тебе еще». Ответ, вроде бы, очевиден, но это только в теории и в стихах. На деле нынешнее РАВНОДЕНСТВИЕ при всех подарках судьбы оказалось едва не самым малочисленным с точки зрения наполнения зала. Даже участники разбежались гулять по городу и наслаждаться последним теплом уходящего лета, что уж говорить о зрителях! У зрителей дачи с хорошим интернетом, на дачах картошка, которую непременно именно в это время нужно выкопать и еще миллион причин, по которым стоит обязательно увидеть все происходящее, но в трансляциях и в записи, а не живьем. Трансляции любого мероприятия уже в ходе фестиваля набирали от 300 до полутора тысяч просмотров, сейчас эти циферки растут ежесекундно, но вот залы во время фестиваля оставались полупустыми. Как это объяснить? Кто мне это объяснит!
Мудрый Суханов в своем прекрасном Вальсе «Да ну» весьма убедительно сказал, что упускать жизнь, не вглядываясь в сейчас – это грустно. Грустно, но, увы, привычно. Это – вечная тема, по ее поводу еще в Экклезиасте практически все сказано. И не однократно. Тут тебе и веселое – суета сует, и всяческая суета, и трагичное – все проходит, и это пройдет тоже. Что ж нас жизнь-то и мудрые предки ничему не научили? Может сложновата наука? Ну, давайте попроще, чтобы и ребенок понял.
А вы говорите – картошка не выкопана! Картошки и в магазине завались, а опоздать на все РАВНОДЕНСТВИЕ вам не показалось страшно?
Ладно. Не пришли - и не пришли, что тут скажешь, повтора не будет, но вот своим счастьем от булькающих и кипящих вокруг три дня подряд юности и таланта в меру своих скромных сил я с вами постараюсь поделиться. И даже моя искренняя грусть по вашей нерасторопности мне не помешает это сделать.
С чего бы начать? А с того, что я видел максимально близко и подробно. С конкурса художественного слова. Эту мастерскую вели мы с Ириной Максимовой вдвоем.
Не скажу, что это было совсем Ах! Не скажу. Да и участников этой мастерской могло бы быть побольше, говоря откровенно. Тем более, что я видел на других площадках людей, которые могли бы заодно и в конкурс художественного слова заявиться, и ей Богу, даже украсить его своим присутствием и своим творчеством. Но заявились либо в песенный конкурс, либо в литературу малых форм. Аня еще недавно Опутина, а ныне Токарева – прекрасная поэтесса, одна из основательниц фестиваля РАВНОДЕНСТВИЕ не раз и не два в студвеснах участвовала как чтец. Когда со своими стихами, когда и с чужими. И, если мне память не изменяет, не раз же была и лауреатом краевой весны в этом направлении. На конкурс художественного слова нынче Аня не заявилась, но на сцену в гала-концерте все-таки вышла именно в этом качестве, читая собственные стихи уже в качестве обладателя гран-при фестиваля РАВНОДЕНСТВИЕ.
Точно знаю, что могли бы пара девчонок из Новоуральского клуба ПРИЗНАНИЕ неплохо почитать стихи на нашей мастерской, могли бы пара ребят из пермских клубов отлично показаться у нас. Ну, не заявились, и не заявились, но и среди тех, кто все же заявился тоже оказались весьма интересные исполнители.
Анжей Пуховиков из Перми взял очень известный текст поэта-фронтовика Семена Гудзенко, и решил его совершенно по-своему, поломав все существующие относительно этого текста стереотипы. Убрал пафос, убрал придуманную и затвержденную поколениями чтецов эмоциональность. Мне кажется, он вернул этому тексту первоначальные авторские смыслы. Камерность и намеренно скупые интонационные краски как раз усилили глубину авторских размышлений о судьбах поколения сороковых-роковых. А сегодня это звучит особенно искренне и очень актуально.
Ну а Евгения Щербенева показала эстрадный монолог. Конечно, это – не совсем тот жанр литературы, какой привычен для конкурсов художественного слова, но совершенно живое, по-настоящему осмысленное решение текста и хорошая актерская подготовка нас и порадовала, и буквально покорила. Замечательная исполнительница.
А уж о мастер-классах по этой теме говорить можно отдельно и исключительно восторженно. Ирина Максимова едва не полный рабочий день отработала, разбираясь вместе с ребятами в нюансах чтецкой техники. А перед тем, еще в четверг, и я час с небольшим беседовал с ребятами о некоторых этапах самостоятельной работы над текстом. Беседовал бы и вдвое больше, но в четверг мастер-класс начался уже после концерта Андрея Козловского около 21.00. Понятно, что никто не позволит оставаться в университете на всю ночь, но мы все же успели не так мало. А если оценивать интерес ребят к этим мастер-классам по десятибаллке, то, наверное, десятку как раз твердую и можно будет ставить вполне уверено. На мастер-классы ведь пришли не только те, кто заявился как чтец, но и авторы, и исполнители и даже писатели. Удивляться тут нечему, сейчас какой-то бум поэзии у молодежи, и этот бум включает в себя и множество живых форм представления своего творчества. Во всяком случае особый интерес молодых авторов к поэтическим слэмам не проходит уже больше десятилетия. Ну и квалификация мастеров тоже сомнений не вызывает.
Давайте-ка я покажу вам выступление самой Ирины Максимовой, и если найду, то, может быть и свое тоже, хотя концертных записей у меня практически нет, зато где-то должна быть запись чтецкого спонтанно возникшего фрагмента из нашего Бард-Кафе.
Да! Нашел. Это одно из последних моих выступлений в нашем Б-кафе перед пандемией. Вечер, посвященный Дню театра. Стихи здесь работают в качестве эпиграфа к какой-то песне, специально как номер я это не готовил, но квалификацию-то потерять сложно, особенно, когда учебной работы в этом направлении с избытком. Это стихи молодого екатеринбуржского поэта Александра Вавилова, и я вспомнил – читал я это как пример весьма драматургического текста, ну и желая наших постоянных зрителей познакомить с замечательным на мой взгляд поэтом.
Я вот начал с того, что очень грустно от того, что залы на фестивале не были набиты битком, но, говоря откровенно, на мероприятия, связанные с художественным словом попасть – это нужно очень тонко знать и расписание фестиваля, и иметь очень уж фанатичную любовь к этому делу. Да, даже на мастер-классах присутствовали какие-то зрителя, были люди и на самом конкурсном прослушивании, но все же это – не концерты, на подобные мероприятия много народу не ходит. Но для нас в этом как раз отдельная прелесть – все эти события проходят в очень интересной атмосфере – в свободном общении, в доверительной обстановке, когда можно и поговорить между показами, и даже поправить участника прямо по ходу выступления. Это уже не говоря о том, как происходят обсуждения по итогам прослушиваний. Для меня – едва не любимый этап, тут же можно помочь людям прямо здесь и сейчас, пока их впечатления не рассеялись и не потускнели, да и само тело еще помнит только что прозвучащий номер.
В общем очень люблю я это дело, но настаивать на том, что вы обязаны мою эту любовь разделять не смею.
Ну и в финале стоит все же что-то поиграть из песен. А то очень уж не привычный для канала Бард-Дзен текст получается – почти без песен. И раз уж начал я с упущенных… даже досадно упущенных возможностях зарядиться потрясающей атмосферой фестиваля РАВНО, я, пожалуй, поставлю одну из самых любимых своих песен на эту тему. Трагичную и очень красивую песню Михаила Щербакова о скоротечности жизни вообще, и о том, что каким бы великим не было творчество человека, время все равно безжалостно и договориться с ним еще не получалось ни у кого. Ну и к теме хорошего русского слова это все имеет самое прямое отношение, конечно, поскольку уж к чему-чему, а к поэзии в этой песне претензий точно нет. Это – большая поэзия.