В конце сентября 1997 года, на опытном аэродроме в подмосковном Жуковском, лётчик-испытатель и Герой России Игорь Вотинцев поднял в воздух один из самых необычных самолётов, когда либо созданных отечественной конструкторской школой. Новенький Су-47 "Беркут", тогда имевший заводское обозначение С-37, и впрямь выглядел как боевой летательный аппарат из фантастических голливудских космоопер. Стремительные обводы, максимально агрессивный дизайн и главное, крылья обратной стреловидности, придававшие новой "сушке" какую-то особо хищную форму. Для бывшей Сверхдержавы, за короткое время почти утерявшей собственную военную авиапромышленность, это было сродни чуду. Напомним, что с 1994, по 2001 год в состав российских ВВС не поступило ни одного нового самолёта. Су-47 давал надежду на возрождение уходящего в прошлое советского авиапрома. В каком-то смысле, так оно и было. Но в итоге "Беркут", как и другой прорывной самолёт этой эпохи, МиГ 1.44 МФИ (поднялся в воздух в феврале 2000 года), так и не пополнили парк истребителей ВВС (ныне ВКС) России. Тем не менее и провальными эти проекты назвать - язык не поворачивается. Тот же МиГ-1.44 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), во многом стал прототипом для двух лучших на сегодня машин ВВС НОАК. Это Chengdu J-10 и стелс-самолёт Chengdu J-20, главная ударная сила истребительной авиации Китая. "Беркут" тоже летал не только лишь для того, чтобы доказать, что наш авиапром скорее жив, чем мёртв.
Это интересно: США грозят Алжиру торговой войной за новый крупнейший военный контракт с Россией. Су-57, Су-34, С-500? Что купят у нас братья-алжирцы?
Многие в конце 90-х мечтали увидеть Су-47 в авангарде нашей военной авиации, но судьба распорядилась иначе. Самолёт был превращён в "летающую лабораторию", где испытывались запредельные возможности принципиально новых машин, тех что потом назовут "пятым поколением". В нём активно применялись отечественные композитные материалы (НПП "Технология" Обнинск). Его крыло, к примеру, на 50% состояло из российских углепластиковых композитов. Это сейчас их используют в любом летательном аппарате, от мелкого дрона, до суперлайнеров пассажирской авиации. А тогда, в эпоху высшего развития авиационных металлов, всё это было в диковинку.
Су-57 по праву может считаться наследником "Беркута", хотя внешне их сходство минимально. Показатели, снятые при испытаниях самолёта с крылом обратной стреловидности, легли в основу конструкторских расчётов первого серийного российского "стелса". Новые материалы, цифровые системы, программное обеспечение, внутренние отсеки для размещения оружия, элементы сверхманевренности. Всё это строилось благодаря данным, собранным с помощью самой необычной "летающей лаборатории" в истории постсоветской авиации. В итоге "Беркут" совершил более 200 полётов и закрыл много насущных вопросов о будущем отечественных истребителей. Но серийно не выпускался, оставив лёгкую досаду от того, что столь необычный и прорывной аппарат так и не вышел из стадии экспериментального. В 2007 году состоялся его последний полёт и опытный истребитель превратился в один из самых любопытных экспонатов Лётно-исследовательского института имени Михаила Громова.
Это интересно: "Северная Корея - идеальный военный завод для России" Американская разведка утверждает, что КНДР поставляет в Россию снаряды и машины РСЗО.
Читайте ещё: Ударные иранские дроны в обмен на Су-35? Почему Тегеран очень хочет получить российские "сушки" по "военному бартеру"
Но сейчас, через 15 лет после того, как произошло официальное списание единственного экземпляра, приходит информация, что это проект, казалось навсегда убранный в архив, может получить вторую жизнь. Уже много раз приходилось слышать о том, что ушедшие на покой самолёты, в связи с развитием беспилотных технологий в авиации, могут вновь возродиться из небытия. Вьетнамцы переделали в разведывательные БПЛА собственные списанные МиГ-21, в своё время задавшие хорошую трёпку ВВС США во время войны в Индокитае. Китайцы, по сведениям от военных инсайдеров, проделывают такой же опыт со многочисленными Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19). Только их превращают в тяжёлые одноразовые ударные дроны - БПЛА-камикадзе с боевой нагрузкой до полутора тонн. Нет, единственный экземпляр Су-47 не хотят превратить в барражирующий боеприпас. Но на основе разработок по "Беркуту" уже идёт работа по проектированию целой линейки беспилотных аппаратов с крылом обратной стреловидности. Необычная компоновка и форма крыла придадут будущим аппаратам новые возможности при взлёте и посадке и помогут стать им более быстрыми и юркими при прохождении вражеских систем ПВО. Высокая маневренность на малых скоростях была одной из фирменных "фишек" "Беркута". Деньги в эту отрасль авиации сейчас пошли большие, к делу привлечены серьезные инженерные кадры. Есть надежда, что мы увидим новые "мини-"Беркуты" не через десять лет, и не в единственном экземпляре.
Читайте ещё: "Их не способны перехватить российские ЗРК". Заявление Локхид о системе ATACMS неправда, но она действительно опасна. Что это за ракеты?
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!