Найти в Дзене

Поток сознания как литературный приём: всё очень неоднозначно

Оглавление

«Это какой-то поток сознания!» — такую характеристику можно иногда услышать в отношении произведения неопытного автора, слишком увлечённого своим творчеством, чтобы думать ещё и о читателях. Вы помните, конечно, что термин «графоман» я не люблю, но здесь он подходит. Потому что текст такого «писаря» превращается в хаос бессмысленных предложений, философствований, невнятных эмоций и странных метафор. Всё это может быть понятно только автору, да и то не всегда.

То есть характеристика «поток сознания» откровенно негативная? На самом деле, здесь всё неоднозначно, и поток сознания может быть литературным приёмом. Но, как и любой приём, требует определённых навыков и умений.

Что это такое

С точки зрения психологии, естественный мыслительный процесс человека хаотичный и нелинейный. Он включает в себя не только относительно связные мысли, оценки, выводы. Их-то как раз сравнительно немного. В большей степени у нас в голове «каша» из чувственных образов и отдельных слов, иногда образующих более или менее связные суждения, приправленные эмоциями. И «каша» эта очень подвижная, она постоянно перемешивается, течёт. Одна мысль сменяет другую совершенно спонтанно, рождённая каким-то внутренним образом или внешним звуком, картинкой, запахом. Случайно мелькнувшее слово рождает образ, а тот, в свою очередь, вызывает эмоциональную реакцию, мелькает мысль и снова сменяется образом. И вся эта «каша» несётся в потоке сознания.

Если этим процессом никак не управлять, то через какое-то время мы в недоумении спрашиваем себя: «Почему я об ЭТОМ думаю, как мне это в голову пришло?» Можно попробовать распутать клубок мыслей «в обратную сторону» и найти ту исходную мысль или образ, которые вызвали цепочку ассоциаций. Приходилось вам сталкиваться с таким феноменом?

ХК теме этой статьи, на мой взгляд, подходят картины художника-сюрреалиста  Томаша Алена Копера.
ХК теме этой статьи, на мой взгляд, подходят картины художника-сюрреалиста Томаша Алена Копера.

Вот это и есть поток сознания. А что будет, если всё, что спонтанно возникает в голове, весь этот хаотичный поток мыслеобразов записать? Трудно сказать. Хотя бы потому, что как только мы начинаем писать, этот хаос упорядочивается, мысли становятся линейными, а образы и эмоции облекаются в слова.

Попробовать, конечно, можно. Это неплохое упражнение и полезное, даже с точки зрения психологии. Но будет ли это интересно читать постороннему человеку?

Поток сознания в литературе

Впервые термин «поток сознания» ввёл американский психолог У. Джеймс в 1890 году. Это была своеобразная метафора свободного, неорганизованного процесса мышления. А как литературный приём «поток сознания» появился в модернизме, и первым, кто его применил, даже ещё не зная названия, был французский писатель Эдуард Дюжарден в романе «Лавры срезаны», написанном в 1887 году. Собственно, всё это произведение построено на переживаниях молодого мужчины и его размышлениях, как бы уговорить понравившуюся девушку провести с ним ночь.

Но классическим примером потока сознания, несомненно, является текст более известного писателя Дж. Джойса. Его «Улисс» знают очень многие, но вот одолеть его смогли далеко не все, начавшие читать. Несмотря на это, Джойс прославился именно благодаря потоку сознания.

Этот приём считается одним из популярных в литературе модернизма, поэтому примеры произведений, написанных с его использованием в основном принадлежат авторам этого направления: В. Вулф «Миссис Дэллоуэй», У. Фолкнер «Звук и ярость», А. Белый «Петербург».

Художник-сюрреалист Томаш Ален Копера.
Художник-сюрреалист Томаш Ален Копера.

Современные писатели тоже обращаются к этому приёму, хотя целиком произведений, написанных «в потоке сознания», немного, и авторы их малоизвестны (Ю. Фоссе, Б. Эваристо, А. Бернс). Почему? Потому что в начале XX века в эпоху модернизма, это был новаторский приём, эксперимент, а сейчас просто повторение. И далеко не всегда талантливое настолько, чтобы привлечь внимание читателей.

Где можно использовать приём «поток сознания»

Вы можете написать и большое произведение с использованием этого приёма, но, на мой взгляд, он малоэффективен и вряд ли сделает вас популярным писателем. Хотя кто знает? Всё зависит от уровня мастерства. Но поток сознания тем не менее может пригодиться как отдельный приём в книге обычного формата.

Во-первых, для передачи мыслей персонажа, которые часто хаотичны. И вообще, скорее, логичные, чёткие мысли влюблённой растерянной женщины вызовут недоумение, чем хаос в её голове. Вот как Л. Толстой передаёт мысли А. Карениной:

«Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома… И в домах все люди, люди… Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг друга. Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского. Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет». (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).

Во-вторых, прием подходит для описания динамичной сцены, когда создаётся впечатление, что даже мысли автора не успевают за разворачивающимся действием. И смесь мыслей, чувств героя, мелькание картинок боя или погони, вплетённые в описание действий и комментарии автора, могут создать очень яркий эффект.

Художник-сюрреалист Томаш Ален Копера
Художник-сюрреалист Томаш Ален Копера

В-третьих, при повествовании от первого лица с помощью приёма «поток сознания» можно передать растерянность или смущения героя. То есть те моменты, когда у него действительно нет связных мыслей. Правда, здесь увлекаться не стоит. А то читатели перестанут понимать вашего героя или примут его за нытика и рохлю. А персонаж, вызывающий раздражение, редко одновременно вызывает симпатию и сочувствие.

Подводя итог, замечу, что «поток сознания», как любой творческий приём, лучше использовать к месту и дозировано. Или уж взять и написать что-то в духе «Улисса». Как развлечение и психотерапия вполне пойдёт. А может, и поклонники найдутся.