Найти тему

"Три грации" и две жены Питера Пауля Рубенса. О красоте рубенсовских женщин (2 часть)

Оглавление

В первой части статьи я рассказала о трёх картинах фламандского художник П. П. Рубенса, на которых изображены пышнотелые женщины.

/начало статьи здесь/

Рубенс - глава фламандской школы живописи

П. П. Рубенсу довелось жить и творить в самом конце эпохи Возрождения (16 в.) - начале 17 века, когда были сняты запреты с изображения человеческого тела, когда в культуре появился интерес к античному искусству, когда реабилитировалась телесная человеческая #красота .

Великий художник с избытком реализовал себя в изображении запрещенной прежде обнаженной натуры, особенный интерес он проявил в создании картин с крупнотелыми героинями.

П. П. Рубенс "Автопортрет", 1622 г. /из фонда Яндекс.Картинки/
П. П. Рубенс "Автопортрет", 1622 г. /из фонда Яндекс.Картинки/

Причины появления "рубенсовских женщин"

Исследователи его творчества выявили 3 причины появления пышных "рубенсовских женщин":

  1. личный интерес Рубенса к женщинам массивного телосложения;
  2. преобладание в обществе в те времена женщин с избыточным весом;
  3. стремление художника привлечь внимание общества к имеющимся порокам (сатира на пороки общества).

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

►►► Статья в тему:

"Три грации" и две жены Питера Пауля Рубенса. В чём красота рубенсовских женщин (часть 1)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

1. Про личный интерес П. Рубенса будет сказано ниже, когда разговор зайдёт о его жёнах.

2 и 3. О том, что #женщины во времена расцвета творчества Рубенса отличались избыточным весом, красноречиво свидетельствуют его слова, сказанные ученикам:

«Вам повезло! У вас есть натурщицы. В мои времена женщины были слишком толстые».

В словах художника чувствуется неприкрытая ирония по отношению к женщинам с повышенным весом.

"Похищение дочерей Левкиппа", П. П. Рубенс. /из фонда Яндекс.Картинки/
"Похищение дочерей Левкиппа", П. П. Рубенс. /из фонда Яндекс.Картинки/

Глядя на картину, возникает мысль, что непросто было похитить этих мясистых барышень. Даже коней жалко...

Почему женщины отличались во времена Рубенса полнотой?

Пышность современниц Рубенса объясняется пришедшим в ту пору достатком и благополучием во фламандские семьи, в отсутствии интереса к физическим упражнениям, в пришедшей моде на полноту, подчёркивающую статус женщины.

"Смерть Адониса", П.П.Рубенс, 1614 г. /из фонда Яндекс.Картинки/
"Смерть Адониса", П.П.Рубенс, 1614 г. /из фонда Яндекс.Картинки/

Историю о любви Афродиты и Адониса, иллюстрированную картинами П.П. Рубенса, найдёте здесь.

Вот как сам Рубенс в своей книге "О подражании статуям" (имеются в виду античные статуи) описывает различие между жизнью древних греков и своих современников:

"Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних — праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела. Потому-то появляется отвислый живот, ожирение от постоянного обжорства, дряблые ноги и руки, истощенные собственным безделием. В древности же, напротив, все ежедневно упорно трудились в палестрах и гимнасиях, причем даже до седьмого пота, до полного изнеможения."

В качестве #иллюстрации к этим словам Рубенса, размещу ниже его картину "Вакх", на которой размещена, конечно, не "рубенсовская женщина", но та самая причина излишнего веса.

Рубенс объяснял, что нарисовал Вакха в соответствии с нормами современности, а не античного времени:

«Большинство людей упражняются лишь в питье и обильной еде».

Интересно, что в это самое время в Антверпене проводилась кампания по борьбе с обжорством и пьянством.

"Вакх", П. П. Рубенс /из фонда Яндекс.Картинки/
"Вакх", П. П. Рубенс /из фонда Яндекс.Картинки/

Здесь сделаю лирическое отступление, предупреждающее вопросы некоторых комментаторов: зачем я размещаю статьи о художнике на канале "об образовании"?

Культура и #образование , конечно, взаимосвязанные понятия, но всё же?

П. П. Рубенс считал идеал античного воспитания - "человека, прекрасного телом и душой" - вершиной развития человека. В античных скульптурах он видел вершину в развитии красоты человеческого тела, после чего пошло снижение заданных эллинами критериев.

А всё потому, что "праздность и отсутствие физических упражнений" заняли основное место в жизни людей 16 (!) века. Что бы он сказал о людях нашего века?

А уж кампанейшина, которая существовала даже в 16 веке - это просто бич общества! Видимость активности, отнимающая силу и средства, и не дающая результата! Что средние века, что в более поздние века...

А ведь рецепт дан тем же Рубенсом: "ежедневно упорно трудиться в палестрах и гимнасиях до седьмого пота...".

Как идеи изображения животных помогали Рубенсу изображать людей

Мне также интересно здесь упомянуть о секрете мастерства Рубенса, о способах, которые он использовал в работе.

Как образованный #человек своего времени, Рубенс много читал, черпал из книг знания, которые внедрял в свою работу.

Так из трудов своего современника - физиогномиста Д. Порта - он узнал об общих чертах при изображении таких сильных животных, как лев, бык и лошадь, и о том, что они соответствуют геометрической фигуре квадрату.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Рубенс переложил эти идеи на изображения людей, и положил в основу изображения мужских фигур квадрат или куб, а женщин - круг и шар (сферу).

А в его записной книжке найдена запись, что женщине соответствует животное лошадь, сходная с женщиной своей гордой осанкой.

Его современники разделяли с художником эти взгляды. один из них писал::

«Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия... Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Сущность женской фигуры Рубенс определял через лошадь и через круг.

Свою идеальную женщину Рубенс описывал так. Она обладает

«слегка изогнутым и уменьшающимся книзу животом, ягодицами не вытянутыми и не свисающими, а круглыми, объемными, твердая и мясистая, маленькое чрево, пухлые бедра».

Объёмные тела женщин на его картинах должны были отразить доброту женщин, желанность и плодовитость. Женская красота для художника подразумевала избыток плоти, чем её недостаток.

П.Рубенс. Таблица из пособия по рисованию /из фонда Яндекс.Картинки/
П.Рубенс. Таблица из пособия по рисованию /из фонда Яндекс.Картинки/

А вот по этому пособию Рубенса нас в институте учили рисовать головы детей.

/продолжение следует/

#художник #рубенс #картины #питерпаульрубенс #живопись

-6

►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:

"Три грации" и две жены Питера Пауля Рубенса. В чём красота рубенсовских женщин (часть 1)

Миф о прекрасном юноше Адонисе и влюблённой в него богине красоты Афродите, или почему зима всегда сменяет лето

Как царица амазонок использовала Александра Македонского для улучшения генофонда. А был ли мальчик?

Легенда о любви Афродиты и Адониса. Почему женщины выращивают цветы дома в горшках

Быль о Мёртвой королеве, или самая жуткая коронация в истории всех стран и народов мира

Жестокая судьба крепостной актрисы. Кормить грудью барского щенка вместо своего ребёнка