В первой части статьи я рассказала о трёх картинах фламандского художник П. П. Рубенса, на которых изображены пышнотелые женщины.
Рубенс - глава фламандской школы живописи
П. П. Рубенсу довелось жить и творить в самом конце эпохи Возрождения (16 в.) - начале 17 века, когда были сняты запреты с изображения человеческого тела, когда в культуре появился интерес к античному искусству, когда реабилитировалась телесная человеческая #красота .
Великий художник с избытком реализовал себя в изображении запрещенной прежде обнаженной натуры, особенный интерес он проявил в создании картин с крупнотелыми героинями.
Причины появления "рубенсовских женщин"
Исследователи его творчества выявили 3 причины появления пышных "рубенсовских женщин":
- личный интерес Рубенса к женщинам массивного телосложения;
- преобладание в обществе в те времена женщин с избыточным весом;
- стремление художника привлечь внимание общества к имеющимся порокам (сатира на пороки общества).
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья в тему:
"Три грации" и две жены Питера Пауля Рубенса. В чём красота рубенсовских женщин (часть 1)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
1. Про личный интерес П. Рубенса будет сказано ниже, когда разговор зайдёт о его жёнах.
2 и 3. О том, что #женщины во времена расцвета творчества Рубенса отличались избыточным весом, красноречиво свидетельствуют его слова, сказанные ученикам:
«Вам повезло! У вас есть натурщицы. В мои времена женщины были слишком толстые».
В словах художника чувствуется неприкрытая ирония по отношению к женщинам с повышенным весом.
Глядя на картину, возникает мысль, что непросто было похитить этих мясистых барышень. Даже коней жалко...
Почему женщины отличались во времена Рубенса полнотой?
Пышность современниц Рубенса объясняется пришедшим в ту пору достатком и благополучием во фламандские семьи, в отсутствии интереса к физическим упражнениям, в пришедшей моде на полноту, подчёркивающую статус женщины.
Историю о любви Афродиты и Адониса, иллюстрированную картинами П.П. Рубенса, найдёте здесь.
Вот как сам Рубенс в своей книге "О подражании статуям" (имеются в виду античные статуи) описывает различие между жизнью древних греков и своих современников:
"Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних — праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела. Потому-то появляется отвислый живот, ожирение от постоянного обжорства, дряблые ноги и руки, истощенные собственным безделием. В древности же, напротив, все ежедневно упорно трудились в палестрах и гимнасиях, причем даже до седьмого пота, до полного изнеможения."
В качестве #иллюстрации к этим словам Рубенса, размещу ниже его картину "Вакх", на которой размещена, конечно, не "рубенсовская женщина", но та самая причина излишнего веса.
Рубенс объяснял, что нарисовал Вакха в соответствии с нормами современности, а не античного времени:
«Большинство людей упражняются лишь в питье и обильной еде».
Интересно, что в это самое время в Антверпене проводилась кампания по борьбе с обжорством и пьянством.
Здесь сделаю лирическое отступление, предупреждающее вопросы некоторых комментаторов: зачем я размещаю статьи о художнике на канале "об образовании"?
Культура и #образование , конечно, взаимосвязанные понятия, но всё же?
П. П. Рубенс считал идеал античного воспитания - "человека, прекрасного телом и душой" - вершиной развития человека. В античных скульптурах он видел вершину в развитии красоты человеческого тела, после чего пошло снижение заданных эллинами критериев.
А всё потому, что "праздность и отсутствие физических упражнений" заняли основное место в жизни людей 16 (!) века. Что бы он сказал о людях нашего века?
А уж кампанейшина, которая существовала даже в 16 веке - это просто бич общества! Видимость активности, отнимающая силу и средства, и не дающая результата! Что средние века, что в более поздние века...
А ведь рецепт дан тем же Рубенсом: "ежедневно упорно трудиться в палестрах и гимнасиях до седьмого пота...".
Как идеи изображения животных помогали Рубенсу изображать людей
Мне также интересно здесь упомянуть о секрете мастерства Рубенса, о способах, которые он использовал в работе.
Как образованный #человек своего времени, Рубенс много читал, черпал из книг знания, которые внедрял в свою работу.
Так из трудов своего современника - физиогномиста Д. Порта - он узнал об общих чертах при изображении таких сильных животных, как лев, бык и лошадь, и о том, что они соответствуют геометрической фигуре квадрату.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Рубенс переложил эти идеи на изображения людей, и положил в основу изображения мужских фигур квадрат или куб, а женщин - круг и шар (сферу).
А в его записной книжке найдена запись, что женщине соответствует животное лошадь, сходная с женщиной своей гордой осанкой.
Его современники разделяли с художником эти взгляды. один из них писал::
«Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия... Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».
Сущность женской фигуры Рубенс определял через лошадь и через круг.
Свою идеальную женщину Рубенс описывал так. Она обладает
«слегка изогнутым и уменьшающимся книзу животом, ягодицами не вытянутыми и не свисающими, а круглыми, объемными, твердая и мясистая, маленькое чрево, пухлые бедра».
Объёмные тела женщин на его картинах должны были отразить доброту женщин, желанность и плодовитость. Женская красота для художника подразумевала избыток плоти, чем её недостаток.
А вот по этому пособию Рубенса нас в институте учили рисовать головы детей.
#художник #рубенс #картины #питерпаульрубенс #живопись
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:
"Три грации" и две жены Питера Пауля Рубенса. В чём красота рубенсовских женщин (часть 1)
Как царица амазонок использовала Александра Македонского для улучшения генофонда. А был ли мальчик?
Легенда о любви Афродиты и Адониса. Почему женщины выращивают цветы дома в горшках
Быль о Мёртвой королеве, или самая жуткая коронация в истории всех стран и народов мира
Жестокая судьба крепостной актрисы. Кормить грудью барского щенка вместо своего ребёнка