- «Долго находиться на службе не могу. Это же два часа! Стою минут двадцать, остальное время я еле-еле выдерживаю. Ловлю себя на мысли о том, что я думаю: когда это кончится? Это грех?»
Нет, это не грех. Это, можно сказать, нормальная реакция человека, который непривычен к службе. Физически тяжело находиться на богослужении, не зная порядка богослужения, не зная, что происходит, что читают, что поют, зачем это всё происходит. И когда всё это закончится, действительно? Я сам это тоже пережил.
Я помню, стою в храме в году девяносто первом. У меня и спину ломит, и руки отекли, и ноги, и я уже себе места не нахожу. А передо мной и вокруг меня стоят старушки немощные. Молодёжи в то время вообще было очень мало в храмах. Стоят, и ничего... И я думаю: «Ну что же я? Я же молодой, мне еще 17-18 лет, а у меня всё болит ужасно». И главное, я ничего не понимаю из того, что читают, что поют. Пытаешься уловить смысл каких-то слов, что-то выхватываешь, а что-то нет. Это тяжело.
Но со временем человек немножечко привыкает, начинает запоминать, что за чем идет. Если он при этом еще какую-то литературу почитает... А этой литературы сейчас, сколько угодно и какой угодно. Только нужно не полениться, а открыть ее и почитать. Тогда становится немного понятно, откуда что берется и что означает, почему так поют. Человек начинает не стоять и мучиться во время богослужения, а живо участвовать в самой службе в процессе молитвы «едиными усты единым сердцем» со всеми вместе. По крайней мере, участвуют священник, хор и активные прихожане, которые разбираются в службе. А когда ты участвуешь со всеми вместе, то это уже тебе не в тягость, а в радость становится.
Вы про два часа сказали, хотя, например, у меня служба идет вечером два с половиной. Литургия сама по себе идет полтора, но если еще исповедь, молебен, панихида, то это может затянуться и на три часа. А Великим Постом службы 3,5-4 часа длятся. Всё это тяжело физически, но жить можно.
За неотступность, упорство, Господь потихонечку Вам даст возможность, и Вы усвоите всё, начнете понимать, разбираться. Совершенно другая ситуация будет.
«Почему в Католической Церкви есть лавки? Это насилие над человеком».
Да, безобразие! Насилие над человеком, ужас! Срочно лавочки в храм! Как же мы не догадались? Спасибо Вам за светлую мысль! А вообще, Вы приходите в храм, будьте прихожанином храма. Не только Вы, а вообще все. И когда в храм придет масса таких замечательных, трезвомыслящих, современных, активных людей, как Вы, то они привнесут туда свежие идеи и, глядишь, у нас сразу дело пойдет. Действительно, может быть, лавочки поставим, стульчики, еще что-то. Как-то всё изменится в лучшую сторону.
Кстати, у нас тоже лавочки стоят для немощных вдоль стенок. Когда службы длинные, обычно в Великий Пост, людей мало. На рядовые непраздничные богослужения места хватает всем, все сидят на лавочках, подолгу сидят и молятся сидя, ничего страшного.
Сейчас всё доступно в Интернете. Книги, где есть описания, порядок богослужения, смысл богослужения, что это означает, зачем те молитвы, которые читаются. Всё это можно изучить. Когда Вы узнаете, что там делается, и какой в этом смысл, Вы поймёте, насколько это прекрасно, и не стоит отказываться от этого в угоду кликушам, которые кричат: «Такие службы долгие!» А Вы на них ходили? Не зная им цену, так говорите.
Кстати, из басни Крылова «Мартышка и очки»:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.