Побывать в Танзании и не побывать в Олдувайском ущелье – преступление для каждого человека, кто с детства мечтал стать палеонтологом. А я мечтал. Так что это место было внесено в нашу программу посещения страны и в один из прекрасных дней моей жизни я стоял на краю обрыва и любовался видами долины, которая в большинстве источников указывается как вероятная колыбель вида Homo sapiens, то есть нас с вами.
Сразу оговорюсь, точное место появления вида учёным неизвестно, так как популяция не возникает на ровном месте из ниоткуда, да ещё и в такой ограниченой локации как ущелье. Так почему же тогда его называют родиной человечества.
Всё очень просто. Здесь были впервые найдены древнейшие останки приматов, которые являются прямыми предками нашего вида. Вполне возможно, что эти приматы (а речь об австралопитеках) водились на обширной территории, так например, в Южной Африке позже также были найдены их останки. Просто рельеф ущелья позволяет стратиграфически отследить всю эволюцию вида, так как слои отложений, разделяющие эпохи, позволяют проводить последовательный хронологический анализ залегающих тут ископаемых видов. Очень удобное для палеонтолога место.
Именно здесь были найдены останки переходного звена от австралопитека к человеку разумному – Homo habis, человек умелый. Считается, что этот вид был первым из приматов, кто научился делать каменные орудия и применял их в быту. Этот переходный вид от австралопитеков к роду Homo обитал примерно два – полтора миллиона лет назад. Для тех, кто плохо себе представляет эволюцию поясню ниже.
Принято считать, что человек произошёл от обезьяны. Если формулировать так просто, то трудно поверить, что какая-то из обезьян взяла и родила человека. Но нужно понимать, что "вид" понятие пластическое в биологии. Наиболее точно можно сравнить вид с фотографией. Представьте себе, что вас сфотографировали младенцем при рождении и каждый день вашей жизни фотографировали до самой старости.
Если сравнивать фотографии двух соседних дней, то разницы вы не заметите, чтобы её заметить, нужно сравнивать фотографии временных отрезков в год, а потом и в пять лет. Конечно, глядя на младенца и на старика вы не скажете, что они очень похожи.
Так и с видом: останки животных одного вида, разница в возрасте у которых пара веков, не будут отличаться. А вот есть сравнить останки одного вида и его предков сто тысяч лет назад, то вы сможете увидеть разницу. Такая разница анатомическая и морфологическая и обозначается наукой как вид.
То есть от вида австралопитек до первых представителей человека умелого прошли десятки тысяч поколений, и лишь когда потомки стали отличаться от предков достаточно сильно, это назвали новым видом. А не "обезьяна родила сразу человека).
Таким образом, те, кто использует утрированную риторику о том, что обезьяна не могла родить человека, делают сильное упрощение, которое выставляет процесс эволюции в абсурдном свете. Так же как и вопрос о том, а где же недостающее звено между обезьяной и человеком сейчас?
Этот вопрос лишён логики, так как мы не произшли от современных видов обезьян, а потому никакого "промежуточного звена" сейчас и не должно быть. Мы есть тот вид. Просто два миллиона лет наш вид был ещё обезьянами, а миллион лет назад наш вид имел промежуточный характер между нами сейчас и нами два миллиона лет назад. И если говорить о видах наших предков, то палеонтологии известны десятки видов, которые выделялись каждые сто-двести тысяч лет в разных регионах нашей планеты по мере расселения наших далёких предков.
Проще говоря, у палеонтологов имеется весь набор "фотокарточек", и младенца – обезьяны, и юноши – человека умелого, и так далее. Эти все образцы давно каталогизированы, описаны, и хранятся в музеях по всему миру, так что никакого секрета тут нет. Россиянам проще всего их увидеть в Москве, в палеонтологическом музее на Профсоюзной, 123.
Глядя на примитивные орудия труда невольно задумываешься, а как, вообще, учёные отличают такие грубые орудия труда от просто обломанных естественным путём камней? Оказывается, что это делается под микроскопом, методом трассировки. То есть на камне остаются микроскопические трассы – следы от ударов, ведущие в направлении обработки.
Работы в Олдувайском ущелье продолжаются и по сей день, а на территории ущелья действует палеонтологический музей. Вот такое место.
Кстати, если вы хотите проверить себя на внимательность, напишите, на каком фото вы увидели пастуха с коровой. Интересно, кто-то заметил или нет?
Ну, а мой рассказ о Танзании продолжается, так что подписывайтесь, кто ещё этого не сделал, чтобы не пропустить новые посты :)