Калязинская колокольня.
Если это не символ России, то что это?
Одинокий шпиль в окружении водной глади гордо взмывает ввысь, в небо, говорит всем своим видом: если я выстояла, то и вы сможете! Затопленная колокольня – главная достопримечательность небольшого провинциального городка Калязина, прославленного далеко за пределами Тверской области.
Несмотря на скромные размеры и отсутствие выдающейся архитектуры, про Калязин есть, что рассказать. Разве виноват этот процветающий и некогда богатый город, что стал «показательной поркой», символом разрушения столпов религии в молодом советском государстве? И что остановило правящую верхушку от окончательного сноса православного наследия?
Вся жизнь Калязина строилась вокруг неимоверной красоты и размаха православного монастыря. Основал его в этих живописных местах почитаемый Тверской святой, Макарий Калязинский. Близ соседнего Кашина (я писала про него тут https://dzen.ru/a/YjMXS9eSySoDOmz3?&) процветал знатный боярский род Кожиных, в одноимённом селе. Матвей Васильевич Кожин, старший сын в семье, вёл полагающийся людям его положения образ жизни, по настоянию отца женился в 18 лет, прожил с женой около трёх лет «во всякой добродетели и чистоте, не прикосаяся к ней никогда же», а после смерти супруги, взял да и принял постриг в Клобукововм Кашинском Монастыре с именем Макарий. Вроде тоже ничего необычного для пятнадцатого-то века, вот только стал Макарий примером необычайной кротости, самоотверженности и любви к людям.
Много постился, молился, бдел, а позже срубил в дремучем лесу себе келью и хотел было жить отшельником, но братия из монастыря присоединилась к монаху. Так и зародился Свято-Троицкий Макарьев монастырь, ставший впоследствии градообразующим для всего Калязина. В нём, кстати говоря, получал благословении в 1486 году Афанасий Никитин, перед «Хожением за три моря».
Ещё пару слов о Макарии, чтоб просто понимать, что за человек особо почитается на этой земле. Согласно жизнеописанию, носил старец самую худую одежду среди своей братии, долго не хотел принимать руководство на себя, ну а после этого ещё усерднее являл пример самоотречения и богобоязненности. Почитал всех людей, к нему приходящих, просил называть себя «старчушко доброй» (почему-то особенно меня это тронуло) и являл милость не только к страждущим, но и к врагам своим. Покрали воры монастырских волов, да заблудились в лесу дремучем. Возвращаются обратно, а их Макарий встречает, ласково обо всём расспрашивает, что аж раскаялись те и были прощены.
Слава о старце, а затем и о его обители широко разлетелась по Тверскому княжеству. В XVI веке перестроились стены в каменные и сам монастырь стал настоящим архитектурным достоянием края. Да кроме украшения, был, по традиции, он и надёжным убежищем для местных жителей, а в 1609 году и вовсе стоял у истоков грандиозных исторических событий! Именно здесь сформировал из ополчения мощное войско Михаил Скопин-Шуйский, дабы разбить польского гетмана Яна Сапегу (осадившим на тот момент Троице-Сергиев монастырь в Сергиевом Посаде). Поначалу интервенты не сильно беспокоились – куда там этим молодым (Скопину-Шуйскому было всего 22 года) русским полководцам, польско-литовская армия обладает грандиозным численным превосходством! Однако ж, на кинутый клич сбежались в Калязин полки из Костромы и Ярославля, да и местные крестьяне со своим скромным оружием рвались постоять за землю русскую.
Набралось, ни много, ни мало, двадцать тысяч воинов! Сапега со своими двенадцатью тысячами бросил осаду Троице-Сергиевой Лавры, соединился с запорожскими и донскими казаками, сравнял силы и схлестнулся в битве под Калязиным.
Но Скопин-Шуйский детально продумал весь ход битвы, обратил противника в бегство, загнал часть из них в болото, и после блестящей победы двинулся к Москве. Быстро скажу, что после этого Михаил Скопин-Шуйский одержал грандиозную победу под Сергиевым Посадом, снова отбросив Сапегу назад, а когда его позвали править вместо ненавистного боярами Василия Шуйского, молодой полководец дядю не предал, грамоту с призывом разорвал, и отправился сначала в Дмитров, затем Можайск, обескровив армию «тушинского вора». Лжедмитрий II и Марина Мнишек бежали, а Скопин-Шуйский триумфально вступил в Москву.
Тем обиднее смерть этого выдающегося полководца. Будучи честным и благородным человеком, он не мог ожидать предательства от самых близких сторонников. А, между тем, многим не давал покоя его военный успех и любовь народа. Да ещё и ветвь Скопиных-Шуйских ой как близка была родством с Рюриковичами. Отправившись на пир по случаю крестин сына князя Ивана Михайловича Воротынского, принял из рук крёстной (была она, кстати, одной из дочерей Малюты Скуратова) кубок с вином, пригубил и свалился с внезапным носовым кровотечением. Умер Михаил Скопин-Шуйский спустя две недели, 23 апреля 1610 года, совсем немного не дождавшись окончания Смутного времени.
А в мае польско-литовские интервенты вернулись к Калязину, разорили Троицкий Макарьев монастырь, вывезя при этом подарок Бориса Годунова – серебряную раку мощей преподобного Макария. По окончании смуты, монастырь восстановили одним из первых, и вообще хорошо отстроили. К началу XX века на территории располагались Собор Пресвятой Троицы, несколько церквей, больница, корпуса келий и колокольня. Что примечательно, та самая колокольня, что сейчас держит небо над Волгой никогда не находилась внутри стен монастыря. Она была пристроена к Николаевскому собору бывшего Николо-Жабенского монастыря (жабы не при чём, тут рядом в Волгу впадает река Жабня).
Интересный факт со стройки XIX века. Строительство колокольни вели крестьяне калязинского помещика полковника Василия Ушакова, владельца села Никитского. И был с работниками интересный договор, потому как божились они построить «на совесть». Крестьяне обещали строить «согласно плану и фасаду», а ежели какие трещины или ошибки будут допущены, но возместят всё и переделают за свой счёт. Длительность договора – не то до второго, не то до третьего поколения тех самых крестьян. И не обманули же! С 1800-ого года стоит, родная!
Как же её не коснулась судьба множества духовных центров, стоящих на Волге? План строительства Угличской ГЭС не пощадил не то что церквей, так монастырей и даже целые жилые кварталы! И Троицкий Макарьев монастырь, и другие православные строения велено было срочно снести, дабы не чинить препятствий разливу Волги. Так огромная историческая часть Калязина (а ещё множество деревень и даже город Молога) оказались под водой разлившейся небывалым масштабом Волги. Столько лет река щедро кормила, провожала искристыми брызгами купеческие караваны, оберегала жителей этих земель, а теперь скрыла под мутной водой и мостовую, и торговую площадь, и руины величественного монастыря.
Предварительно его взорвали и пустили кирпичи на городские нужды, а эксперты Академии архитектуры СССР самоотверженно, в тридцатиградусный мороз, переносили на ткань драгоценные допетровские фрески, спасали шитьё и церковную утварь, элементы каменного декора. Всё это сейчас можно посмотреть в Калязинском краеведческом музее, а так же на постоянной выставке музея Щусева в Москве.
Волгострой не ограничился Верхней Волгой, он шагал дальше. Вот только не взрывались храмы такого масштаба, не уничтожалось так ожесточённо культурное наследие. Калязин стал "показательной поркой", демонстрацией возможностей. Неглупые люди в руководстве страны понимали, что рушат не только столпы религии, но и отечественную историю. Потому сносов подобного масштаба позднее удалось избежать. Храмы отсыпали песком, перевозили, укрепляли. И на том спасибо.
А колокольня? Стоит. На дворе начало 1940-ого года. Что-то в планах советского руководства было не предусмотрено. Не то торопились они, не то отстояли специалисты её не как культурное наследие, а как маяк для судов, не то сам Божий промысел уберёг святыню на месте, но так и осталась она подпирать шпилем небо над Волгой. Как и обещали крестьяне села Никитское.
Интересная история с колоколом этого строения. Пусть сейчас вас окутает мистический флёр, и мы окунёмся в мир городских легенд. Ух, как я их люблю! По легенде, колокольню-то оставили, а вот главное её достояние, колокол 501 пуд весом (8207 кг), надобно было снять. Ну, отцепили, поставили на брёвна, решили в арку сбоку пропихнуть и спустить как-то. А он возьми, да и не проходит! Больше того, затрещали брёвна, захрустели, треснули, и полетел колокол вниз все пять ярусов. Стал на свод подвала, проломил и его, очутился в кромешной тьме закромов. А весенний паводок и вовсе затопил подвал, потому на тяжеленный колокол махнули рукой, пускай, дескать лежит, молчит, раз ему там нравится.
Вот только он не замолчал. Исстари колокольный звон на Руси служил ещё и набатом. Затопила Волга всё вокруг колокольни-маяка, отодвинула берег аж на двести метров, укрыла волнами не то что подвал, весь первый и часть второго яруса. А ночами, в июне 1941 года, стал слышаться калязинцам и жителям соседних деревень из воды странный гул. Это потом уже они вспомнили, что в ночь на 22 июня, бил подводный колокол громко и часто. Предрекал, предупреждал, поднимал народ. И затих.
Сюда война не дошла. Лишь раз, вражеская авиация разбомбила под Калязиным поезд с ранеными солдатами. Здесь и сейчас сохранилось братское захоронение. Но не пустили фашистов вглубь страны, загудел колокол в начале зимы. Затрещали льды Волги от громкого его боя, а наши войска развернули контрнаступление под Москвой. С тех пор, знаменовал подводный набат все главные битвы войны: и Сталинградскую, и Курскую, и взятие Берлина.
Отгремели победные салюты, стали возвращаться солдаты домой, а в августе снова загудела вода в Волге. Ударил колокол дважды: в ночь на шестое и на девятое августа 1945. Потом уже все узнали, что в эти дни мир впервые увидел весь ужас атомного оружия над японскими городами.
Слушать пророчества подводного набата жителям было несколько тревожно, потому отправило партийное руководство к подножию колокольни водолазов, дескать, ну сделайте чего-то там, решите вопрос. Они язык колокола тогда примотали проволокой.
Но он всё равно загудел.
Жители ожидали новых боевых действий, но в этот раз звонил колокол по нескольким десяткам тысяч жертв землетрясения в Ашхабаде в ночь с 5 на 6 октября 1948 года. Трагедия ужаснула всю страну, а жители Калязина заранее ожидали плохих вестей из газет. Тут местные власти отсыпали вокруг колокольни маленький искусственный остров из щебня и камней, замуровав колокол в тесном подвале. Говорят, с тех пор глухие удары слышались всего несколько раз, самый знаменательный, когда советская армия вошла в Афганистан.
А сама колокольня? Выстояла весь положенный срок – нет уже ни строителей, ни детей их, ни внуков, а она лишь накренилась чуток. Разобрать бы её, да всё руки не доходили… И для судоходства удобная.
Пережила она и смену режима, когда не осталось уже никого из тех, кто рушил и взрывал храмы, а в 1995 году внезапно Волга отступила и явила жителям старинную мостовую, торговую площадь, фундаменты затопленных купеческих домов. Вот, смотрите, и ошибок таких больше никогда не повторяйте!
Небольшие острова за колокольней теперь называются монастырскими, а на деньги какого-то мецената построен на одном из островов фрагмент крепостной стены и башни монастыря. Со всей России едут люди посмотреть на чудесную Калязинскую колокольню, образ нерушимости церкви и веры. Красуется она на обложке книги Бориса Корчевникова (@spastv )«Имя России» и почему-то мне кажется, что лучшего символа в нашей истории и не найти.
22 мая 2007 года в колокольне была совершена божественная литургия, что знаменовало новый виток интереса к православной культуре. Специалисты стали бить в набат не хуже того самого колокола, дескать, потеряем народное достояние, вона как она наклонилась! Медленно, но верно включили строение в список на реставрацию. И действительно, в 2021 году выделили денег, привели колокольню в достойный вид! Несколько месяцев стояла она, окружённая строительными лесами и каменной пылью, открывала нашим современникам древние тайны. Обнаружили реставраторы на кресте имена людей, кто участвовал в освящении и установке оного тогда, давно, больше двух веков назад. Отлили новые колокола, а вот что с тем, пророческим, так и неизвестно. Покоится в подвале или вывезен после реставрации?
Отныне калязинская колокольня оснащена и новым часовым механизмом, и подсветкой, и управлением колокольным звоном, чтобы радовать жителей города по большим праздникам. Стоит хоть раз приехать и прогуляться по этим местам: посмотреть памятник преподобному Макарию, оценить народное творчество в ярмарочных палатках на берегу, взять лодку и осмотреть архитектурный памятник со всех сторон (зимой же можно по льду обойти), чтоб ни разу больше не усомниться в силе православной святыни. Поверьте, зрелище грандиозное.