Когда ездишь по селам, видишь разрушенные церкви, хочется отмотать время назад, прикоснуться к истории села, узнать, кто строил эти некогда великолепные, а сейчас заброшенные храмы. Есть одно село в Савинском районе Ивановской области – Корзино, о котором следует рассказать как минимум по двум причинам. Первая это то, что в селе есть один старинный деревянный дом, классифицированный как памятник гражданской архитектуры. Еще в селе находится красивая краснокирпичная церковь в русском стиле начала 20 века. Захотелось разыскать информацию от тех людях, наших предках, кто жертвовал на храмы.
Деревня Корзино приобрела сельский статус только в 1907 г. когда там была построена церковь Казанской Божией Матери.
Деньги на строительство храма выделил местный крестьянин Даниил Леонтьевич Петров. Откуда деньги? Дед и отец братьев Петровых занимались офенской торговлей, широко распространенной в этих местах. Отец Даниила Леонтий, заработав небольшой капитал, приобрел известковый карьер в Мелехове, что недалеко от Коврова. Там добывали известняк для строительства. Леонтий организовал на месте переработку его в строительный камень, мел, известь гашёную и негашёную. Этот бизнес перешел по наследству его сыновьям Даниилу и Сергею, который они значительно расширили.
Надо сказать, что братья Петровы являли собой лучший образец российского предпринимателя. На этом я остановлюсь подробней. В 1890-е годы Петровы сделали большие пожертвования на строительство храма Рождества Богородицы в близлежащем селе Малые Всегодичи. Но на этом братья не остановились. Так, Даниил Леонтьевич пожертвовал средства на строительство внушительного кирпичного храма в родной деревне.
Строительство началось в 1902 г. и церковь была освещена в 1907 г. К сожалению, благодетель Д.Л. Петров до этого момента не дожил. Зато его родной брат Сергей Леонтьевич Петров продолжил братское дело и пожертвовал 5000 рублей на золочение иконостаса, сумму по тем временам весьма внушительную. Если позолотить иконостас стоило пять тысяч рублей, то можно представить, во сколько обошлось строительство храма.
Помимо этого Сергей Леонтьевич после безвременной кончины брата в 1903 году в соседнем селе Большие Всегодичи построил богадельню для стариков. Все закупил для обустройства, нанял персонал по уходу за ними. А В 1908 году он здесь же на свои деньги построил 2-х этажную церковно-приходскую школу, вместо обветшавшей старой. Закупил учебники, оборудование и нанял учителей. В дальнейшем он ее содержал. За благотворительность Сергей Леонтьевич был награжден золотой медалью.
Но вернемся в Корзино. Вся живопись в храме была произведена художником - иконописцем Н.И. Перескоковым из села Холуй, которая была выполнена, как отмечали современники, в высшей степени добросовестно и умело. Сейчас же церковь представляет собой печальное зрелище. Нарушена кровля, покосившиеся купола.
Внутреннее убранство полностью утрачено. В нескольких местах есть остатки масляной росписи. Сохранился каркас иконостаса - характерное произведение в духе эклектики. На нем еще можно разглядеть остатки позолоты.
Перед иконостасом в полу зияет огромная дыра. В селе существовала легенда, согласно которой в церкви был спрятан клад. Поэтому кладоискатели варварски разворотили пол. Никакого клада естественно они не нашли.
Деревянный дом, о котором упоминал в начале статьи, построен в 1890 г., является ближайшим к церкви. Дом крупный - пятистенок, и принадлежал явно не бедному человеку.
Вот как дом описывается искусствоведами в специальной литературе. «Рубленный из бревен с остатком на кирпичном цоколе, он представляет собой один из типов дома с мезонином в духе классицизма, широко распространенных со 2-й половины 19 века в северной части центральной России. Интересной особенностью его является также использование деталей убранства, перенесенных в конец 19 века в архитектуру из резьбы волжских судов. Это так называемая рельефная или корабельная резьба. Невысокий прямоугольный в плане дом крыт вальмовой кровлей с крупным двухоконным мезонином под двускатной кровлей. Главный фасад разделен по главной оси перерубом с тремя окнами в левой половине избы и двумя – в правой. Переруб и углы забраны досками с накладной профилировкой, имитирующей филенчатые пилястры.
Окна, прикрывавшиеся первоначально ставнями, завершены широкими очельями с изящно прорисованной эллипсовидной розеткой под тонким фронтоном на фоне прямоугольной филенки, завершенной сандриком. Все детали очелья обработаны тонкой нарезкой. Наиболее выразительной частью убранства является широкая фризовая доска с глухой раскрашенной резьбой в виде гирлянды завивающихся акантовых листьев, удерживаемой по сторонам лежащими фигурами русалок-«фараонок». Среднюю часть фриза, где возможно помещалась дата постройки, утрачена. Существенную роль в композиции фасада играет крупный неполный фронтон мезонина с арочной нишей в тимпане».
Изюминка в украшении дома это конечно фризовая доска, выполненная в технике корабельной резьбы. В Ивановской области встречается довольно редко.
В один из своих приездов в село я разговаривал с хозяйкой дома. Вот что она рассказала про отсутствующую центральную фризовую доску. Однажды к ней в дом обратилась парочка - мужчина и женщина, которые представились сотрудниками музея. Они уговорили хозяйку отдать им фризовую доску якобы для музейной экспозиции. Хозяйка согласилась, и дом лишился своего главного украшения. Больше этих людей она не видела. Кем была эта парочка – авантюристами или и впрямь сотрудниками музея уже не узнать. Дом без центральной доски выглядит незавершенным. В остальном же он сохранил изначальный облик конца 19 века. И кружевные занавесочки на окнах хорошо вписываются в интерьер.
Информация использовалась с сайтов: lubovbezusl.ru; kluch.media; svodokn.ru.; ok.ru/kovrov33old/topic/67016962779953