К святителю Феофану Затворнику обратился человек, рассказавший о себе и попросивший духовной помощи.
Что рассказал человек и как ему помог святитель Феофан?
История мужчины.
Он был из графского сословия, его считали баловнем судьбы. Легко удавались ему дела, жизнь шла и все получалось.
К чести графа стоит сказать, он был человеком благодарным. Благодарил Господа за такую жизнь, посещал церковные службы и жертвовал на храмы. Без фанатизма и показушности, с реальной внутренней набожностью. Не оттого, считал мужчина, все хорошо, что я особый, но что Бог благосклонен ко мне.
Однако, жизнь имеет тенденцию меняться не всегда к лучшему. Стали ухудшаться и его дела, и жизнь, и здоровье пошатнулось. Все это вызывало в нем сначала недоумение, потом огорчение, потом и нотки отчаяния. Он чувствовал себя как не свой, охлажденный и заблудившийся.
Сглазили? Или он что-то упустил?
Не разумея реальных причин такой свалившейся непонятной беды, он искал, как из нее выпутаться. Обратился к близким друзьям.
Предлагали они ему медиумов разных, в клубах спиритуалистических, знахарок. Тех, кто мог бы оказать ему помощь – снять возможную порчу. Но граф как-то насторожено относился к тому, когда с ним кто-то что-то делает, не пойми что.
Лекций немало посетил по эзотерике. Книжек почитал. Но все не то. Жизнь не восстанавливается.
Изменились молитвы мужчины к Богу. Теперь в них он не славил Бога и не благодарил. Нотки недоумения и даже нападений на Бога стали появляться. Мол, почему так, Господь? Ведь Ты меня так любил и баловал.
Решил он обратиться к церковной, духовной помощи. Но не к какому-нибудь священнику, лишь служителю Алтаря, кто скажет ему прописные библейские истины, а к тому, кто сможет помочь действенным духовным советом, откроет глаза, даст подсказку именно в его, а не в абстрактной духовной жизни.
Выбор его пал на епископа, святителя Феофана.
Почему был выбран сей угодник Божий?
Граф знал послужной список святителя: служил тот и в храмах здесь, и посольской церкви за рубежом, и с миссией был в Иерусалиме. Читал граф некоторые статьи святителя, которые показывали в нем тонкого, хорошо разбирающегося в духовных вопросах, человека. Умеющего, впрочем, и объяснять понятно и детально. Да, и что-то особое, от Бога, было в нем. Дух Святый Божий почивал в нем?
Решено. Мужчина обратился, написав святителю, достаточно подробно. Завязалась переписка.
Что спросил святитель у мужчины?
Святитель поинтересовался, как вел мужчина свою духовную жизнь в период, когда все было хорошо? Мужчина ответил, что славил Бога и благодарил в душе своей, посещал храм, жертвовал на храмы.
Как вел себя мужчина, спросил святитель , когда жизнь его ухудшилась? Как обращался к Богу?
Святитель посоветовал мужчине не давать спешный ответ на этот вопрос, а внимательно все вспомнить. Прося, в молитве ко Христу, памяти истинной, и читая Христа через Евангелие.
Что сделал мужчина?
Он последовал совету святителя и глубоко поисследовал свой опыт, попросил помощи у Христа, по Правде Его, а не по самооправданию.
Графа открыл для себя, что Евангелие очень помогало его истинной памяти. Он читал на ночь несколько глав, внимательно и неторопливо, молился о помощи Христовой, засыпал, а на утро ему приходили ответы. Он выписывал их в тетрадку. Перечитывал, задумывался.
Значит Бог слышит его, раз дает ответы? Почему же на главные запросы не дает?
Граф написал святителю честно, что испытывал к Богу два чувства: обвинения и надежды. Первое, потому что Бог ему не помогает, бросил его. А надежду, что Богу сейчас некогда, Он спрятался, услышит и поможет.
Как заметил ему в ответ богомудрый святитель: граф поступал, как капризный ребенок, от которого спрятали сладости. Но может Господь хочет помочь ему стать более духовно зрелым и открыть в себе самом нечто большее от Бога? – ответ святителя вразумил графа.
Спасение от серости.
В тот период времени – заметил граф святителю - жизнь его стала сера, рутинна, уныла. Бог не помогал и чтобы сделать жизнь ярче, он стал давать волю своим чувствам (а чувственный мир его был богат, если не сказать – страстен): карты, посещение сомнительных салонов, увлечение непонятно чем. Все это привносила в его жизнь, казалось, ту яркость, которой лишил его Бог. И как замечал граф тогда - это спасало от серости. Граф радовался, что нашел решение: уярчал свою жизнь. Ну, значит, сам и будет так поступать, значит Бог уже и не нужен или потом, как освободиться - что-то подаст.
Так было весьма долго – сознался мужчина святителю: не месяц и не два. Несколько лет. Он надеялся так переждать серый период жизни и верил, что Бог потом вернет к нему былую любовь.
Но потом, со временем, не сразу, граф заметил, что происходило обратное. Не то его печалило, что денег становилось меньше, так как просаживались на удовольствия яркости, но что душа стала холодной, мерзкой, как не своя.
Охлаждение.
Желая согреть душу, граф ходил в церковь и продолжал жертвовать суммы. Но как-то на автомате, бездушно, вроде как желая задобрить Бога, купить у него тепло.
К чему привело?
Холодность в душе оставалась, ничего в жизни не улучшалось. Не видя плодов сей активности, граф стал лениться в церковной жизни и пожертвованиях, делал это редко и без особого желания. Не видя ни плодов, ни смыслов.
Святитель поинтересовался у него: вспоминал ли он в тот серый или несчастный период своей жизни граф Распятие Христа, Крест Господний?
Мужчина ответил, что нет. И даже добавил, что в былые, добрые времена, он относился к Кресту, как символу, не более того. Умом понимал теорию Креста, преподаваемую в церкви, а сердцем не чувствовал ничего и к жизни своей не применял.
Ответ и совет святителя Феофана.
Богомудрому подвижнику Божьему, святителю Феофану, раскрылось, по Божьей милости, что происходит с несчастным графом. Немало молитв о спасаемой душе графа ко Христу и Кресту Его Честному и Животворящему, сотворил святитель наедине. Долго и усердно так. Молитва не творится холодно. Лишь после обретения молитвенной благодати, ответил мужчине.
Святитель посоветовал графу обратиться к помощи Креста Честного и Животворящего, объяснив смысл его для жизни этого мужчины.
В ад и тьму души страстную через Крест приходит благодать. Когда приходит в душу ад и тьма? Когда страстность в человеке преобладает над добродетельной жизнью его настолько, что начинает подменять ее, путать все в человеке. Человек путается, порядок в нем Божий нарушается. Но это не Бог творит. Сам человек потакает страстям, по хладности, недоумению и нерадению.
Святитель заметил, что в меру своего духовного возраста, графу жизненно необходимо понять и принять сейчас Животворящий Крест Христов во спасение. Как? Думая о нем, читая о нем в Евангелиях, молясь о помощи Его себе.
Разъяснение святителя Феофана.
Пока граф жил счастливо, избалованный Богом, то славил Его. Почему Бог баловал его? Большая благодать дается каждому человеку при Крещении. А потом, у многих, очень многих, теряется. Страсти расхищают, много попечение и худое влияние людей и нравов. Это одно.
Второе, мужчина вел добродетельный образ жизни и это поддерживало благодать в нем. Но был безоружен против засилия страсти и не знал о тайных действиях в духовном мире.
Оставаясь в христианском детстве, граф просил Бога, как и прежде, помочь ему внешне: дать обстоятельства, облегчить участь, побаловать. Не взрослел духовно. А Господь подталкивал его к духовной зрелости, давая обстоятельства ему, способствующие этому.
Мужчина не замечал, не делал, не понимал Воли Божьей и меры духовной необходимости. Да, еще и уловки лукавого мира и темных лукавых сил уводили прочь, возвращали назад. Вместо очищения внутри от духовной тьмы, граф шел легким и обманчивым путем: давать себе вместо благодати Бога, труда по ее обретению и восстановлению - яркости страстные, подменяющие действие благодати. Сам себе творил искусственную "благодать". И тем охладил и опустошил от Бога свое сердце, свой внутренний мир.
Граф читал эти строчки с высоким вниманием и проникновением, как книгу о своем спасении. Как глубоко понял его и раскрыл ему очи сердца боголюбивый святитель Феофан? Хвала Богу в Вышних.
Сделать нужно три вещи, сказал святитель.
1. Проявлять волю свою и не допускать сластных развлечений и движений души. Об этом молить Христа. Да, это трудно, заметил святитель, но не невозможно. С Божьей помощью все возможно. Не потакать сластям и «яркости» страстной ни в коем случае. Упал, покайся, вернись.
2. Обратиться к помощи Креста Честного и Животворящего. Крест не просто дан, а во спасение. Это скальпель Христов, чтобы отрезать душу от мира тьмы. Воздвигнуть Крест Христов Животворящий надобно в сердце своем, именно там, внутри, чтобы ограждал от тьмы храм души. Больше крестись, напутствовал креститель, как нападает страсть, говори: Сохрани, Господи, Силой Честного и Животворящего Твоего Крести. Столько, сколько надо. Пока не почувствуешь, что отпустила напасть. Любая напасть уйдет, а душа уврачуется.
3. Не возмущением к Богу питай свою душу. Испытание это тебя на не смирение. Не падай, не поддавайся. Смирения проси у Христа, мира Божьего в сердце своем, когда тянет возмутиться. Будешь просить у Христа мира Божьего - подаст Христос и вернется радость в жизнь.
Кроме напутствий, святитель дал графу благословений и искренне помолился за спасение его души.
Послесловие.
Графа вразумил совет святителя. Он так и поступил, назад не сворачивая. Со временем, не столь большим, порядок Божий вернулся в его жизнь и все стало на свои места.