Ямальцы, как и все жители России, приняли участие в переписи населения. Впервые она проходила не только при традиционном участии переписчиков, но и в режиме онлайн: ответить на вопросы можно было через портал Госуслуг.
По предварительным данным, новой возможностью воспользовались порядка 24 миллионов человек. И есть основания полагать, что при проведении следующих переписей можно обойтись без переписчиков — тех, без кого ещё вчера проведение столь масштабного, сложного и важного для любого государства мероприятия было практически невозможно.
История Ямальского Севера сохранила для нас немногочисленные имена людей, которые стояли у истоков первых переписей населения в Обдорском крае. Одной из важных для региона стала Приполярная перепись 1926-1927 годов — когда впервые север, ввиду сложных географических условий и наличия кочующего населения, был выделен в отдельный переписной район. Здесь помимо сбора демографических данных нужно было подробно обследовать все хозяйства и поселения — чтобы собрать максимально полную информацию о традиционной жизни и быте коренного населения.
В двадцатые годы прошлого века округ (Обдорский район) входил в состав Уральской области. Для переписи населения сформировали четыре партии Уральской экспедиции: Ямальскую, Тазовскую, Надымо-Полуйскую и Сыне-Куневатскую.
Правдивость и точность
Руководил приполярной переписью Севера Уральской области краевед и этнограф Шульц Леонид Рудольфович. В двадцатые годы он заведовал Тюменским окружным архивом местного музея и возглавлял общество изучения Тюменского края. По поручению плановой комиссии Уральского облисполкома Шульц провёл экономическое обследование Кондинского края, после чего в 1926 году его назначили ответственным руководителем проведения Приполярной похозяйственной переписи.
Шульц Леонид Рудольфович (1878 — 1937) — ответственный руководитель Приполярной переписи Севера Уральской области. Землемер, краевед, этнограф. Фото из фондов МВК им. И. С. Шемановского
Родился в Германии в семье агронома. Образование получил в гимназиях Кенигсберга и Торна и в землемеро-таксаторской школе г. Горки Могилевской губернии.
Краеведческой работой начал заниматься в 1907 году, с 1908 г. — действительный член Тобольского губернского музея, сотрудничал с отделом этнографии.
В этой должности Леонид Рудольфович показал себя настоящим профессионалом, беспрецедентно ответственным за результаты переписи. Во время первого выезда в Обдорск он сразу увидел нестыковки и трудности в заполнении регистрационных бланков и, вернувшись в Свердловск, не просто сообщил об этом, но и настоял на внесении изменений.
О том, что Шульц обратил внимание на малую величину граф «Похозяйственной карточки», которая «не была приспособлена для писания мало привычных к мелкому письму регистраторов», рассказывает современный исследователь Елена Главацкая. Кроме того, в бланке было недостаточно места для описания кочёвок.
«Во время проведения пробной переписи было принято решение описать также фактории и рыболовные угодья населения, для чего были разработаны соответствующие бланки. Воистину, сотрудники Приполярной переписи не боялись переработать!», — пишет Елена Михайловна.
Кочуя из чума в чум
Митусова Раиса Павловна взяла на себя руководство Надымско-Полуйской партией. В 1923 году Раиса Павловна изучала аганских остяков как член Северо-Западной экспедиции Академии наук. В экспедиции 1924-1925 годов знакомилась с жизнью ненцев, ханты, тазовских селькупов Тобольского Севера, собирала этнографические материалы для Русского музея. В этих экспедициях отважная женщина самостоятельно выучила ненецкий и хантыйский языки. Трудно представить, что ей приходилось ночевать в «куропаткином чуме», то есть зарытой в снег.
Митусова Раиса Павловна (1894 — 1937) — этнограф, северовед, специалист по коренным народам Сибири и Севера, участница многих этнографических экспедиций, человек удивительной и трагической судьбы. Фото из фондов МВК им. И. С. Шемановского
Родилась в г. Холмогоры Архангельской губернии в семье землеустроителя П.А. Кутепова. Дворянка по происхождению. Училась в Архангельской Мариинской гимназии и Осташковской гимназии, после окончания которой получила звание домашней учительницы. Позднее — слушательница Бестужевских высших женских курсов, сотрудница Русского географического общества. С 1922 года училась в Ленинградском государственном университете на антропологическом отделении, работала в институте материальной культуры Академии наук. С 1925 года — помощник хранителя этнографического отдела Русского музея. С 1921 года участница и организатор нескольких экспедиций.
В декабре 1926 года Уральский областной комитет Севера и Уральское статистическое управление предложило Раисе Митусовой участвовать во Всероссийской переписи населения. Предполагалось, имея ввиду её предшествующий опыт и знание ненецкого и хантыйского языков, направить в наиболее далёкий и малоизвестный в отношении национального состава участок переписи — Тазовский.
Однако жизнь внесла коррективы. Митусова стала руководителем Надымо-Полуйской партии, но вскоре после выезда в поле тяжело заболела воспалением лёгких. Тем не менее работу не оставила из-за болезни, лишь отказалась от выездов в тундру и на протяжении всей работы по переписи занималась регистрацией кочевников, приезжавших на фактории Нори и Хэ. При этом собрала ценный в научном отношении материал, ныне хранящийся в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге.
Под руководством Митусовой Раисы Павловны работала студентка Ленинградского государственного университета Котовщикова Наталья Александровна — регистратор Надымско-Полуйской партии. Среди участников Приполярной переписи она была самая молодая, тот момент ей было чуть больше двадцати лет.
Котовщикова Н.А., Чернецов В.Н., Евладов В.П., Сурин Л.М. на пути к Обдорску. 1926 год. Фото из фондов МВК им. И. С. Шемановского
Котовщикова Наталья Александровна (1906 — 1929) — учёный-этнограф. Родилась 11 января 1906 года в городе Кашине Тверской губернии в семье врачей. Училась на биологическом отделении физико-математического факультета Крымского университета, затем на географическом факультете Ленинградского государственного университета.
В 1928 году Наталья Котовщикова вернётся уже в качестве руководителя экспедиционного отряда, направленного на север полуострова Ямал и остров Белый для изучения живущих там ненцев. В июле 1929 года трагически погибнет, не завершив исследований. Похоронена на мысу Хае-Сале на северо-западной оконечности полуострова Ямал.
Грамотный и творческий
Учитель Григорий Иванович Артеев — регистратор Сыне-Куноватской партии. Потомственный обдорянин, владел языками местного населения.
В 1923 году состоял на службе в Берёзовском уездном отделе народного образования в качестве воспитателя детского дома, в 1924-1925 годах работал счетоводом в Обдорском окружном отделении акционерного общества «Хлебопродукт», в 1925-1926 годах служил секретарем Обдорского районного исполнительного комитета.
Будучи сотрудником областного статистического управления (Уралстатуправление) участвовал в переписи населения Севера Уральской области в должности регистратора.
Артеев Григорий Иванович (1887 — 1935) — общественник, музыкант. Фото из фондов МВК им. И. С. Шемановского
Родился в 1887 году. В 1907 окончил Томскую церковно-учительскую школу, после чего работал учителем в Тобольской Епархии, позже заведовал Обдорской школой 1-й ступени (зырянской).
Григорий Артеев был не только единственным регистратором Сыне-Куноватской партии, но еще и её переводчиком. С обязанностями справлялся успешно, поскольку не только владел языками народов, которых описывал, но и был просто знаком с зырянами и ненцами, так что проблем с передвижением по своему маршруту, а также решением различных организационных проблем, вроде найма нарт от чума к чуму, у него не возникало. Из воспоминаний родственников известно, что он играл на фисгармонии, сам писал музыку, руководил церковным хором.
В организации и проведении Приполярной переписи участвовали не только знаменитые исследователи и краеведы, но и те, чьи имена остались неизвестными. Их совместными усилиями впервые в истории удалось провести похозяйственный учет всего населения Тобольского Севера и собрать уникальные материалы по этнографии народов Северо-Западной Сибири.
Персонал переписи кочевого населения:
- Помощник начальника с резиденцией в Обдорске;
- 2 районных руководителя;
- 10 старших регистраторов;
- 10 младших регистраторов;
- 20 переводчиков.
Это была даже не перепись в традиционном понимании, а настоящая комплексная экспедиция на Север, сотрудники которой должны были подробно описать каждое «туземное» хозяйство, его состав, экономику и быт, детали материальной культуры и духовной жизни северян. Ничего подобного никогда не предпринималось ни одной из стран мира.
Елена Главацкаяисследователель документальных материалов Приполярной переписи
Для сбора сведений о бюджете кочевых хозяйств была предложена шкала деления на пять групп оленеводов-кочевников в зависимости от их благосостояния:
- Оленеводы, имевшие более 1500 оленей, считались «богачами»;
- хозяева стада свыше 500 голов — «зажиточными»;
- владельцы 100-500 оленей — «малооленными»;
- Те, кто имел менее 100 оленей — «бедняками».
В отдельную группу зачислялись «безоленные» — те, кто лишился стада вследствие стихийных бедствий и работал в целях восстановления своего оленеводческого хозяйства.
Государственный архив Ямала приглашает на историко-документальную выставку «Перепись: Ямал в цифрах статистики». Гости выставки познакомятся:
- с коллекцией редких фотографий, запечатлевших быт населения Ямальского Севера начала 20-х годов прошлого века (фотограф Л.М. Сурин);
- подлинными архивными документами из фондов государственного архива ЯНАО;
- с документами о деятельности организаторов и участников Приполярной переписи 1926 — 1927 гг.;
- с документами о деятельности организаторов и участников Приполярной переписи 1926 — 1927 гг.;
- подлинными архивными документами, рассказывающими об особенностях проведения переписных кампаний на Ямальском Севере в разные десятилетия истории страны.
Экспозиция работает до октября.