Найти тему
Love, sense, brain

Что любовь делает с вашим мозгом

Что происходит с нашим мозгом во время любви? Существует ли такое понятие, как "секс без обязательств"? Чего мы не понимаем в отношении мужской и женской сексуальности?

Вот несколько вопросов, которые я задал Хелен Фишер в недавнем интервью.

Фишер - биологический антрополог, главный научный консультант сайта знакомств Match.com и автор нескольких книг, в том числе "Почему мы любим: Природа и химия романтической любви".

Она написала шесть книг о человеческой сексуальности, гендерных различиях в мозге и о том, как культурные тенденции формируют наши взгляды на секс, любовь и привязанность. Другими словами, Фишер провела много времени, размышляя о роли секса и любви в жизни человека.

Я встретился с ней, чтобы выяснить, что она знает и как это опровергает многие наши общепринятые представления о сексуальности и гендере.

Я также хотел узнать, что отличает любовь от привязанности, и почему она считает, что есть три простые вещи, которые можно сделать для поддержания счастливых отношений.

Далее следует слегка отредактированная версия нашей беседы.

Шoн Иллинг (далее ШИ): Что происходит с нашим мозгом, когда мы влюбляемся?

Хелен Фишер (далее ХФ): Это замечательный вопрос. Мы с коллегами поместили более 100 человек, которые недавно влюбились, в сканер для мозга, чтобы выяснить, что происходит в их мозге.

Мы обнаружили, что почти во всех случаях активность наблюдалась в крошечной части мозга, называемой вентральной областью покрышки (или VTA). Оказывается, эта система мозга производит дофамин, который является естественным стимулятором, а затем посылает этот стимулятор во многие другие области мозга.

Именно это дает вам сосредоточенность, энергию, тягу и мотивацию, чтобы получить главный приз в жизни - брачного партнера.

ШИ: А переживание любви на уровне мозга отличается от переживания секса или чувства привязанности?

ХФ: Половое влечение в значительной степени регулируется тестостероном как у мужчин, так и у женщин, а романтическая любовь регулируется дофаминовой системой. Я рассматриваю романтическую любовь как базовое влечение, которое развилось миллионы лет назад, чтобы сфокусировать вашу энергию на одном человеке и начать процесс спаривания.

Сексуальное влечение побуждает вас искать самых разных партнеров, но романтическая любовь - это сосредоточение вашей брачной энергии только на одном человеке.

ШИ: Значит, быть влюбленным - это как быть подключенным к вечной капельнице дофамина, и вы получаете небольшую дозу каждый раз, когда видите человека, прикасаетесь к нему или думаете о нем?

ХФ: Дофаминовая капельница - мне нравится эта фраза! Я не слышала ее раньше; это отличный способ выразить суть. Но дофаминовая доза приходит даже тогда, когда вы не рядом с человеком.

Вы можете думать о любви как о сильной одержимости, но на самом деле это зависимость. Вы думаете о нем все время; вы становитесь сексуально одержимым; у вас появляются бабочки в животе; вы можете перечитывать его электронные письма и сообщения снова и снова.

Но я говорю, что это зависимость, потому что мы обнаружили, что помимо активации дофаминовой системы в мозге влюбленных людей, мы также обнаружили активность в другой части мозга под названием прилежащее ядро (nucleus accumbens).

Эта часть мозга активируется при всех формах поведенческой зависимости - будь то наркотики, азартные игры, еда или клептомания. Таким образом, эта часть мозга активизируется у людей, которые недавно влюбились, и она действительно функционирует как зависимость.

Вот почему романтическая любовь - гораздо более мощная система мозга, чем половое влечение.

ШИ: Я слышал, что "секс без обязательств" не такой уж безобидный, как мы привыкли думать.

ХФ: Он не безобиднен, потому что, когда вы занимаетесь сексом с кем-то, и это доставляет удовольствие, это повышает допаминовую систему в мозге. Это может подтолкнуть вас к влюбленности.

А когда вы испытываете оргазм, происходит прилив окситоцина и вазопрессина. Эти нейрохимические вещества связаны с системой привязанности в мозге.

Таким образом, существуют все эти потенциальные химические триггеры, которые могут активироваться, когда вы занимаетесь сексом с кем-то, независимо от того, "без обязательств" он или нет. Примерно одна треть людей, имевших отношения "друзья с привилегиями", безумно влюбляются в этого человека.

Так что "секс без обязательств" имеет свои последствия: он может запустить эти системы мозга для романтической любви и чувства привязанности.

ШИ: Другими словами, не занимайтесь сексом с кем-то, если вы не готовы влюбиться в него.

ХФ: Именно так. Если вы в отпуске, и есть естественные барьеры, и вы вряд ли увидите его снова, то это, вероятно, безопасно. Но в противном случае вы рискуете влюбиться, и это может осложнить вашу жизнь так, что вы будете к этому не готовы.

ШИ: Что мы, как культура, неправильно понимаем в отношении мужской и женской сексуальности?

ХФ: Много чего. Мы думаем, что мужчины хотят заниматься сексом со всем, что ходит, но это не так. Они гораздо более разборчивы, чем люди думают.

Я думаю, мы также ошибаемся, что женщины не интересуются сексом. Среди людей в возрасте до 40 лет женщины, очевидно, такие же прелюбодеи, как и мужчины. Женщины в колледже занимаются сексом больше, чем мужчины в колледже, в основном потому, что у женщин есть преимущество в выборе парней, когда они учатся в колледже, а у мужчин - нет.

Но идея о том, что мужчины нуждаются в сексе или желают его больше, чем женщины, - это фантазия.

Я уже 30 лет рассказываю женским журналам, что мужчины влюбляются быстрее, чем женщины, потому что они визуалы, и влюбляются чаще. Мужчины любят более регулярные публичные проявления привязанности, что звучит романтично, но не является таковым.

Вероятно, это форма охраны пары, способ сообщить всем, что "она со мной". Мужчины хотят быстрее знакомить друзей и родственников с женщинами, в которых они влюбляются. Мужчины также хотят быстрее съехаться с женщиной, в которую они влюблены.

Мужчины ведут более интимные разговоры со своими подругами и женами, чем женщины со своими мужьями и бойфрендами, потому что женщины ведут свои интимные разговоры с подругами, а не обязательно со своим мужчиной.

Мужчины также в 2,5 раза чаще убивают себя, когда отношения заканчиваются. Это то, в чем пресса и общественность действительно ошибаются.

ШИ: Подождите, мужчины в 2,5 раза чаще кончают с собой, когда отношения терпят крах? У вас есть объяснение этому?

ХФ: Это действительно хороший вопрос. У меня есть только гипотеза. Я не думаю, что кто-то придумал хорошее дарвиновское объяснение. Женщины обращаются к своим сетям. То есть, они угрожают самоубийством, но часто не доводят дело до конца или пытаются покончить с собой и терпят неудачу. Но мужчины справляются с этой задачей.

Я думаю, что отчасти это связано с тем, насколько по-разному мужчины и женщины выражают свои эмоции. У женщин эмоции всегда выплескиваются наружу. Мы склонны быть более эмоционально экспрессивными.

Мужчины скрывают свои эмоции, вероятно, потому, что на протяжении миллионов лет для мужчин не было адаптивным выражать свою слабость или страх. Их работа заключалась в защите группы. Их работа заключалась в защите жены и семьи. Их работа заключалась в том, чтобы пойти и убить очень опасных диких животных и принести домой ужин.

В таких обстоятельствах выражать свой страх, свой гнев, свое удивление, свою уязвимость - это неадаптивно.

Поэтому мужчины лучше сдерживают свои эмоции, но они также более предрасположены к тому, что мы называем эмоциональным наводнением. В отличие от женщин, они сдерживают свой гнев, но в конце концов этот гнев накапливается и взрывается.

Я подозреваю, что это каким-то образом связано с самоубийством, но это всего лишь гипотеза.

ШИ: Любовь есть любовь, и я предполагаю, что ваши данные верны независимо от того, говорим ли мы о гей- или гетеросексуальных парах, о гей- или гетеросексуальных мужчинах и женщинах, но я хочу спросить на всякий случай, вдруг вы заметили какие-то различия.

ХФ: У меня есть данные о нескольких сотнях геев, и они влюбляются так же часто, как и натуралы. (Как я уже говорила, романтическая любовь - это такая же система мозга, как гнев и страх, она есть у всех - независимо от того, к кому направлены их романтические чувства). Но у меня нет данных о том, так же ли часто геи кончают с собой, когда отношения заканчиваются. На самом деле, я тоже никогда не видел таких данных. Но они могут существовать.

ШИ:Я уверен, что вы получаете неприятие от людей, которые озабочены сведением такого богатого и сложного явления, как любовь, к одной лишь системе мозга. Каков ваш общий ответ на это беспокойство?

ХФ: Эта базовая физиология мозга - лишь часть опыта. Вы спросили меня о мозговых схемах, связанных с романтической любовью, и я рассказала вам именно об этом. Это не упрощение; я просто пыталась объяснить часть огромной сложной системы. Я провела всю свою интеллектуальную жизнь, изучая огромное количество явлений, связанных с романтической любовью. И, безусловно, базовая схема мозга является частью этого.

Но эта моя работа объясняет только то, как мозг порождает экстатические, собственнические, навязчивые чувства романтической любви. Она не объясняет, кого вы любите, как вы выражаете свою любовь, где вы любите или когда вы любите.

Но для тех, кто считает, что это слишком упрощенно: я часто говорю: "Вы можете знать все ингредиенты шоколадного торта, но все равно сесть, съесть торт и почувствовать эту радость. То же самое и с любовью. В любви всегда будет волшебство".

Тех, кто изучает систему страха, не называют "упрощателями". Но когда речь заходит о любви, люди, кажется, думают, что это происходит от сверхъестественного. Это не так. Это одна из самых мощных систем мозга, которую развило человечество.

Люди тоскуют по любви, живут ради любви, убивают ради любви и умирают ради любви. Везде в мире у людей есть песни о любви и стихи о любви, а в большинстве мест - романы, телесериалы, балеты, оперы, симфонии, мифы, легенды и даже праздники, посвященные любви. Повсюду люди также преследуют, убивают и/или кончают с собой из-за любви.

Я сойду в могилу с верой в то, что стоит разобраться в мозговых схемах, связанных с этой неугасимой, адаптируемой и первобытной человеческой чертой - романтической любовью.

ШИ: Вы провели много исследований для Match.com. Что является залогом счастливого брака или отношений?

ХФ: Поговорите с психологом, и он, вероятно, даст вам другой ответ, но я могу сказать вам, что мозг говорит о счастье в долгосрочных отношениях. Есть три области мозга, которые активизируются, когда вы находитесь в длительных любовных отношениях.

Область мозга, связанная с эмпатией, область мозга, связанная с контролем собственного стресса и собственных эмоций, и область мозга, связанная с тем, что я называю "позитивной иллюзией" - способностью не замечать того, что вам не нравится в ком-то, и сосредоточиться на том, что вам нравится.

Вы хотите счастливый брак? Делайте все то, что советуют психологи и другие, но вот что говорит мозг: Проявляйте сочувствие, контролируйте свои эмоции, не замечайте отрицательных черт в вашем партнере и сосредоточьтесь на положительных.

Перевод выполнила женский психолог, сексолог Вита Меркель, автор канала Sex, love, brain 18+

Источник https://www.vox.com/science-and-health/2018/4/23/17247932/love-sex-science-marriage-psychology-brain

Автор Шoн Иллинг