Фильм «Дети Дон-Кихота» (1966 г.)
Режиссёр: Евгений Карелов.
Не знаю как сейчас, раньше в школах проводили уроки мужества. Приглашали представителя мужественной профессии: пожарного, милиционера, военного…, и он рассказывал, как героически спасает мир. Евгений Карелов провёл урок мужества, но пригласил не лётчика, не полярника, не космонавта, а — акушера-гинеколога. Да, такого вот не героического героя. И на протяжении всего фильма этот скромный работник роддома показывает пример поведения настоящего мужчины. Его жизненное кредо заключено во фразе, сказанной среднему сыну:
«— Меня послали в эти Озерки. Я отказался и буду ждать направления в Арктику.
— Значит, ты ведешь себя крайне несерьезно.
— Тебе хорошо. Ты был в Испании, воевал в Отечественную, у тебя много примеров. А может, у меня тоже будет трое детей, что я им скажу? Что не работал ни в Арктике, ни в тундре, а мотался всю жизнь между Озерками и Москвой?
— Для того, чтобы воспитывать своих сыновей, нужно самому быть крайне дисциплинированным. Вот когда у тебя будет трое сыновей, вот тогда ты им скажешь: «Я очень хотел работать в тундре, а ещё больше хотел работать в Арктике, но меня послали в Озерки, и я проработал всю жизнь, потому что так было нужно!»
На первом месте долг перед семьёй, Родиной, и только потом свои желания. Вот такой он, главный герой фильма, человек долга и чести. При чём он не читает длинных нотация и нравоучений, но вся его жизнь — это служение. Это, в-первую очередь, дела, а не слова. И все его три сына воспитаны в духе донкихотства. Старший хоть и хочет посвятить себя подготовке к конкурсу, но выполняет неинтересную для него работу, потому что люди на него положились и надеются, что он нарисует афишу к сроку. Средний вместо скучных подмосковных Озерков рвётся в тундру или Арктику. А младший вообще собрался в Африку негров спасать. У Лермонтова герой нашего времени — Печорин, а у Корелова — Пётр Бондаренко, тихий интеллигент со стальным стержнем, готовый принимать решения и брать ответственность за эти решения, брать ответственность за судьбы детей, от которых отказались их матери, а он не нашёл нужных слов, чтобы отговорить их. Хорошо, что такое бывает очень редко, в двадцатилетней практике доктора Бондаренко это всего четвёртый случай. Если бы все люди были такие как герой этого фильма, мы уже давно жили при коммунизме.
Отдельно хочу отметить блестящий актёрский состав, особенно Анатолия Папанова, гениально сыгравшего своего героя.