Найти тему

Детский мир: почему детям важно творить собственные реальности

Пока взрослые сосредоточены на том, чтобы объяснить ребенку, как все устроено в реальном мире и зачем папе лысина, дети фантазируют.

Детский мир.
Детский мир.

Взгляните на дошкольника или младшеклассника, увлеченного игрой. Он мыслит смело, образно, полностью отдаваясь процессу. Он не боится показаться странным и игнорирует табличку “вход в парк с собаками запрещен”, потому что он — невидимая собака. Он живет на границе миров и творит свой.

А теперь он супергерой, а тут он приручает невидимого дракона, а вот пытается продать вам клык крокодила в обмен на пуговицу.

Сейчас этот покоритель пуговиц развивает мышление и воображение.

Но почему дети выстраивают эти миры? Почему папа с лысиной, хоть убей, не может превратиться в невидимую собаку (а если превратится, будет бояться, что ему сделают замечание — все-таки рабочий день), а ребенок может?

Особенность возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте — взлет креативности. Человек осмысляет происходящее при помощи доступных ему средств. Так занавеска, что колыхнулась от ветра, может превратиться в Шторного монстра, а робот-пылесос движется благодаря тому, что внутри сидит Человек-из-пыли.

Саморегуляция. С помощью самостоятельно созданных образов ребенок может управлять своим восприятием, акцентироваться на одних событиях и затирать другие. Это дает шанс справляться с некоторыми эмоциональными состояниями, контролировать их напряженность.

Необходимость познавать и экспериментировать. Что такое фантазия? Это попытка увидеть мир другим способом. Человек трансформирует реальность, чтобы прокомментировать для ее себя — через игру, через метафору. Возможно, это не самый точный метод, зато он никак не проще. Ведь прочитывать метафору можно сотнями разных способов.

Как мы можем помочь эти миры создавать? Важно помнить о двух условиях.

Наличие творческого режима. В фантазии, в создании своих миров нет четко ожидаемого результата, мы не толкаем ребенка по определенному алгоритму к заданной точке или максимально эффективному решению. Здесь человек живет в открытом контексте, границы максимально широки и расплывчаты, трактовки свободны, все может быть всем.

Визуализация. Мощным подспорьем в создании миров служат книжные истории. Когда мы читаем детям вслух, им приходится включать воображение, чтобы увидеть происходящее в книге. Таким образом, мир с магией и единорогами становится местом, которое ребенок может нарисовать самостоятельно, усилием мысли. И да — достроить его по своему разумению.

Попробуйте попросить ребенка закрыть глаза и представить себя музыкальным инструментом. Как он звучит сегодня?

Предложите придумать объяснение обычной вещи: например, откуда взялся этот гигантский валун.

Прочитайте книжку. Спросите, как выглядел бы дом вашего ребенка в этой книжной стране и кого он пригласил бы себе в гости.