Найти тему
Бурмистр.ру

Почтовая корреспонденция: срок хранения, порядок вручения, опись

Можно говорить, что сегодня всего два с половинкой документа, на основании которых обрабатывается почтовая корреспонденция:

  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи";
  • приказ Минкомсвязи России от 31 июля 2014 № 234;
  • приказ АО "Почта России" от 21 июня 2022 г. N 230-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений".

Первый документ универсален, распространяется на всех операторов почтовой связи, а второй - только для АО «Почта России», которая de facto монополист в данной сфере (приказ «внутренний», потому считаем его за половинку документа).

Есть ещё и другие операторы, но о них говорить смысла нет (DHL уходит или уже ушёл из страны, а НПС хоть и получает в регионах тендеры на обработку судебной корреспонденции, но не занимает значимый сегмент рынка).

С чем сталкиваются коллеги в работе с корреспонденцией? Обозначим наиболее распространённые «грехи» упомянутого АО (впрочем, прочие тоже иногда допускают ошибки).

Срок хранения. Корреспонденция хранится 30 дней, посылки — 15 дней, а письма с пометками «судебное» и «административное» — 7 дней (п. 34 Правил № 234).

Отсчет начинается со следующего рабочего дня после поступления письма в место вручения.  Срок хранения судебных отправлений считают по особым правилам: не учитывают дни поступления и возврата, нерабочие и праздничные дни (п. 34 Правил № 234).

Если оператор нарушил сроки хранения писем, это может привести к тому, что адресат будет считаться неуведомленным, например, о дате судебного заседания.

Либо ещё хуже  —  адресат не получит важный документ, имеющий значение для дела.

Нарушение порядка вручения. Довольно часто почтальон вручает почту лицу, не уполномоченному на приём корреспонденции. Если офис адресата располагается в бизнес-центре, курьера или почтальона могут просто не пустить дальше турникета, а потому письмо передается охраннику или «девочке на ресепшен».

В случае конфликтной ситуации судебная практика не в пользу адресата. Чаще всего суды отмечают, что полномочия явствовали из обстановки (АС ЗСО, постановление от 20.03.2022 по делу А45-14818/2021).

В нерабочие и праздничные дни, после окончания рабочего времени организации пытаться вручать почту бессмысленно, поэтому суды указываю, что если оператор зафиксировал, например, неудачную попытку вручения в 22.00 или в новогоднюю ночь, то такое уведомление будет расцениваться как ненадлежащее (АС МО, постановление от 04.05.2021 года по делу № А40-9047/2020).

Неправильный адресат/адрес. Здесь совет один: разборчиво пишите и проверяйте квитанцию.  Наименование получателя и адрес должны быть указаны именно так, как вы написали.

Ошибка в букве, в цифре индекса, литере к номеру дома — и письмо уйдет не туда, будет долго блуждать по ОПС и скорее всего дойдет с большим опозданием.

Если увидели ошибку, то просите оператора поменять квитанцию или исправить вручную с подписью и печатью оператора и с указанием «Исправленному верить».

Описи вложений. Сотрудники ОПС редко проверяют вложения, и не сверяют их с описью, штампуя бумаги формально. В результате вместо двух документов вам могут направить один или вовсе чистый лист.

При этом формально штемпеля почтовой службы на описи свидетельствует о том, что оператор проверил всё, подтвердил соответствие вложений представленной описи.

Кто-то советует в случае расхождения наличных вложений с описью идти к нотариусу... Что ж, пробуйте, но будет ли в том толк, если вы уже вскрыли конверт?

Протокол осмотра содержимого конверта имеет смысл составлять у нотариуса, если у вас в руке тоненький конверт весом в 20 грамм, а по описи там якобы 50 листов.

Суды почему-то считают, что сотрудники почты не обязаны проверять текстовое содержание отправления, но проблема в том, что заголовок письма (претензии) можно указать один, а текстом по смыслу в письме будет совсем другое.

Кому жаловаться. Действия отделений АО «Почты России» можно обжаловать через форму на официальном сайте. Если оператор не выполнит заявленное требование в течение тридцати дней, можно обратиться в суд с иском об устранении нарушений и возмещении ущерба (ст. 37 Федерального закона «О почтовой связи»).

Административная ответственность оператора почтовой связи установлена по ст. 13.26 КоАП («Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений»).

Также можно подать жалобу в РКН (может влепить штраф по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ), в РПН (если нарушен закон «О защите прав потребителей»).

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. В суды вместе с вами и вместо вас не ходим, но подготовим все необходимые документы: иск, претензию, обжалование, апелляцию. Если у вас проигрышная позиция и шансов на успех мало, то прямо об этом скажем, а не будем сулить золотые горы. Но обращайтесь к нам заранее, а не перед заседанием или перед проверкой ГЖИ, так как ответы готовим в течение 5 рабочих дней.

Запись на консультацию здесь.