Уже и не помню, когда я впервые в телевизионной трансляции увидел тренера Николая Карполя на волейбольной площадке. Увиденное произвело незабываемое впечатление: невысокий на фоне своих подопечных, седоватый мужчина орал на окруживших девушек так, что было слышно на весь спортивный зал. В сравнении с ним Анатолий Тарасов, порой кричащий на своих парней из «Красной машины», казался Мэри Поппинс, ласковой и нежной.
С тех пор стал интересоваться женским волейболом. Моими любимцами стали Катя Гамова и он, тренер Николай Карполь. Его «накачки» во время тайм-аутов стали маленькими представлениями на волейбольной площадке. За ними следовали яркие победы его девчонок.
Поэтому-то меня заинтересовал сериал «Чайки», в телевизионном трейлере которого главный герой столь же громогласно и страстно кричит на волейболисток. Уж, было, подумал, что прототипом телегероя стал легендарный Карполь. Ведь и фамилию тому дали схожую – Тополь. Правда, не столь звучную и редкую.
Но, к сожалению, авторы сериала ради его метража (16 серий!) накрутили такого, что интерес к нему у меня иссяк уже после 4 серий.
Должно быть, для «крутизны» сюжета главного героя авторы сделали олимпийским чемпионом, бывшим тренером мужских команд, дисквалифицированным за какой-то невнятный проступок. Он, оставшийся без любимого дела даже «забухал», но по неведомым причинам года два с лишним, как «завязал». А вдобавок авторы сделали его бабником. В его-то возрасте.
По сюжету в жизни Тополя появляется дочь, о существования которой он не знал. И у него появляются заботы, которые нередко заслоняют волейбол.
У его подопечных из женской команды «Чайки» тоже масса жизненных коллизий, на фоне которых спорт остаётся на втором месте.
Кто-то не может разобраться с капитаном второго ранга, с первого взгляда влюбляющимся в одну из подруг своей девушки, с которой дело вроде бы шло к свадьбе. Это порождает ревность, месть через постель и прочие страсти-мордасти.
Другая, встретив давнишнего знакомого и бывшего коллегу Тополя - а ему, в исполнении Михаила Пореченкова, судя по его потёртости, около пятидесяти - испытывает такую страсть, что оба в лучших кинотрадициях, срывают на ходу одежду с себя и друг друга. Этакая дорожка из одежды от двери гостиничного номера до кровати.
Ещё одну героиню насилуют в автомобиле.
А перед этим в ресторане, где празднуют день рождения одной из членов команды – той самой, страстной – происходит групповая драка.
Не знаю, что ещё приготовили авторы зрителям, но хочу рассказать о подлинном герое, тренере Карполе.
Не знаю, каких успехов в спорте он достиг, как спортсмен, но как тренер он достиг всего, что только можно.
При чтении прошу обращать внимание на даты. Они говорят о многом.
Николай Васильевич Карполь — советский и российский волейбольный тренер. Возглавлял женские сборные СССР (1978—1982, 1987—1991), СНГ (1992), России (1993—2004) и Белоруссии (2009—2010). Президент и главный тренер клуба «Уралочка» Свердловск-Екатеринбург (с 1969 года).
Заслуженный тренер СССР. Заслуженный тренер РСФСР. Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Герой Труда Российской Федерации (2018). Награждён советскими и российскими орденами. Дважды (в 1989 и 1991 годах) удостоен премии «Спортивный Оскар» в номинации «Лучший тренер по волейболу среди женских команд». Почётный гражданин Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Свердловской области.
Родился 1 мая 1938 года в Белоруссии. В 1956 году переезжает на Урал. В Нижнем Тагиле поступает в профтехучилище, в течение 3 лет осваивает профессию мастера механического колонкового бурения и впоследствии распределяется на работу в трест «Уралбурвзрывпром». Параллельно учится на физико-математическом факультете Нижнетагильского государственного педагогичесого института — с 1957 года на заочном, а год спустя на дневном отделении.
Работать тренером начал ещё в студенческие годы — в 1959 году создал волейбольный клуб на базе Индустриального педагогического техникума. С 1963 года тренировал сборную РСФСР «Трудовых резервов». По окончании НТГПИ в середине 1960-х годов в течение двух лет совмещал тренерскую работу с педагогической деятельностью — преподавал физику и астрономию в вечерней школе, техническую механику в профтехучилище.
В 1966 году Карполь и Галина Дуванова, одна из ведущих игроков «Уралочки», создают семью и год спустя переезжают в Свердловск. В 1973 году «Уралочка» вышла в высшую лигу. В 1975 году стала второй на Спартакиаде народов СССР.
В 1977 году «Уралочка» завоёвывает «бронзу» на чемпионате страны. В 1978—1982 — пятикратные чемпионы. С 1986 года по 2005 год «Уралочка» не проиграла ни одного национального чемпионата, неоднократно побеждала в Кубке СССР и Кубке европейских чемпионов.
В октябре 1978 года Карполь возглавил национальную сборную СССР, с которой победил на Олимпиаде - 80.
В 1982 году сборная СССР неудачно выступает на чемпионате мира (6-е место), после чего Карполя отстраняют от работы.
В 1987 году после чемпионата Европы Карполь возвращается на тренерский мостик сборной СССР. Магистральным направлением его работы становится подготовка советских волейболисток к Олимпиаде в Сеуле-1988, где команда одержала победу.
Ещё трижды национальные женские сборные по волейболу под руководством Карполя поднимались на олимпийский пьедестал почёта, завоевав серебряные медали в Барселоне (1992), Сиднее (2000) и Афинах (2004).
Летом 1993 года погибли в автокатастрофе 25-летний сын Карполь Василий и его супруга. Карполь с женой усыновили их 4-летнего сына Михаила.
Так что, ни любовных похождений, ни борьбы с пьянством за спиной подлинного тренера замечено не было. Зато была беззаветная преданность делу жизни – волейболу и воспитанию чемпионов. Тренерскую карьеру начал, по нынешним меркам, мальчишкой. С нуля. И всегда на первом месте для него было главное дело его жизни.
Я видел видеозаписи тренерских методов Карполя, когда он только начинал седеть. В ту пору он ещё не выработал своего «фирменного» стиля, только вырабатывал. Того стиля, который вёл к победам его команды и его подопечных.
Но рассказ о великом тренере был бы куцым, если не привести слова тех, кого он тренировал. Кого выводил в большую жизнь и в большой спорт.
Итак, слово подопечным Николая Васильевича Карполя, рассказывавшим о нём в разное время.
Татьяна Грачева, игрок «Уралочки» и сборной России
– Карполь мог кричать и давить на кого-то – зато между девочками отношения были идеальные. Если вы приглядывались, замечали – кричит он не на всех. Но были девочки, на которых он не повышал голоса вообще.
Карполь прекрасно знал, от кого какими словами можно добиться результата.
Почему-то всем казалось, что он матерится. Ни разу не проскочило! Кого-то из штаба обматерить мог. Девочек – никогда.
«Я к игре готовлюсь!». Все, завелся – теперь будет заводить команду!
В том, что Карполь кричит громко, ничего страшного не вижу. Можно сказать тихо – и будет больнее. Даже если кто-то плакал, он не прекращал кричать. Разве что мог заменить.
Добрый ли человек Карполь? Помню, на турнире девочка из немецкой сборной вышла в платке. Болела. Карполь был не в курсе, пошутил неудачно – а когда ему объяснили, чуть не расплакался. Настолько виноватым себя чувствовал! Знаете, он очень… Проявляет себя в воспитании, что ли. Как-то в Хорватии подошла в холле гостиницы к ребятам из нашего штаба. Перебросились парой фраз. Карполь увидел, подозвал: «Как ты можешь себе позволить разговаривать с мужчиной, который сидит?»
Когда летом 1993-го в Екатеринбурге разбился сын Карполя, мы были в Австралии на Гран-при. Я сидела на замене, собирался выпустить на площадку. В какой-то момент обернулась – Карполь застыл, будто каменный, руки трясутся. Мы ничего не знали, а ему сообщили перед матчем. Утром улетел, доигрывали турнир без него.
Евгения Артамонова, игрок «Уралочки» и сборной России
– Я знаю Николая Васильевича с 13 лет. И он как был для меня святым человеком, так и остался. Но мне кажется, что с годами я лучше его понимаю. По-моему, он стал более терпелив. Больше думает о семье — не только о своей, о семьях девочек тоже задумывается. Раньше для него волейбол был на первом месте, а в последние 10–12 лет — семья и Родина. Карполь всегда воспитывал нас патриотами и всегда показывал, что мы единое целое и никакая сила не может нас разлучить.
Люди просто не понимают значения его крика. Все воспринимают это как хамство и неуважение к нам, к спортсменкам. Но ведь это не так. Он с помощью крика выбрасывает свои отрицательные эмоции. Поверьте, у Николая Васильевича и в мыслях нет никого обидеть. Игра закончилась – все. Он нормальный, хороший человек.
Вы видите Карполя со стороны и обращаете внимание на крик. Я с ним работаю и вижу совершенно другие качества. У него математический склад ума. Он считает на два-три шага вперед. Он очень хороший психолог.
Я, знаете, даже рада, что он кричит, выплескивает гнев, а не держит его в себе. Посмотришь на тренеров, которые гораздо моложе него, и за голову хватаешься.
Елизавета Тищенко, игрок «Уралочки» и сборной России
– Под началом Карполя я тренировалась с 15 лет. Николай Васильевич – тренер специфический, не все выдерживали его методы. С другой стороны, я всегда об этом говорю: после Карполя не страшен уже никто. Он очень образованный, эрудированный человек, с ним можно поговорить на любые темы. Николай Васильевич очень умело менял интонацию, моментально превращаясь из громкоголосого наставника в мягкого и заботливого дедушку.
Инесса Коркмаз, игрок «Уралочки» и сборной России
– Это великий тренер. Изначально я равнялась только на него, мне казалось, что лучше и быть не может. Однако по ходу своей карьеры многими методами перестала пользоваться, убедилась, что мне ближе иной тренировочный процесс и иное отношение к спортсменам.
Спортивная жизнь такова, что иногда людей надо заставлять, чтобы добиться результата. Я очень благодарна Николаю Васильевичу, очень его уважаю, но подражать ему не буду.
Конечно, мне доставалось от него в тайм-аутах. У него была своя градация – на кого-то кричал, с кем-то говорил более спокойно. Самый большой плюс Карполя – он игру подбирает под людей.
Только краткого перечисления событий в жизни Карполя и его достижений, на мой взгляд, хватило бы для создания захватывающего фильма или сериала, без надуманной «клубнички» для оживляжа.
И могли бы обойтись без 16-ти серий. Сумели же другие кинематографисты снять «Пеле: Рождение легенды», или отечественные – «Легенда №17», «Движение вверх». В одну серию уложились, а как смотрится!
Или реклама – превыше всего?
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.