Президент США Джо Байден считает, что пандемия — во всяком случае, в его стране — осталась позади. В каком смысле он прав, а в каком нет и для кого пандемия только начинается — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ
В вышедшем в воскресенье выпуске телепередачи "60 минут" на канале CBS президент США Джо Байден, отвечая на вопрос ведущего, сказал: "Пандемия закончилась. Ковид — все еще проблема, у нас по-прежнему много работы. Но, если заметили, никто не носит маски, все неплохо поживают — по-моему, это показывает, что пандемия позади". STAT спросил экспертов, согласны ли они с такой оценкой.
Не существует показателя, на который можно посмотреть и понять, что пандемия закончилась. В этот раз судить еще труднее, ведь нынешняя пандемия — первая, которую точно вызвал коронавирус.
По словам историка Джона Барри (ТАСС публиковал отрывок из его книги об испанке), пандемия заканчивается тогда, когда люди решают, что она закончилась. Ему кажется, что большинство людей уже решили. Большинство других экспертов высказались в том же духе: пандемия позади, когда люди перестают соблюдать меры предосторожности и ведут себя как ни в чем не бывало.
Эпидемиолог Майкл Остерхолм (ТАСС публиковал отрывок из его книги об инфекционных болезнях) предлагает смотреть на проблему с двух сторон. Пандемия надоела, люди хотят двигаться дальше — по его мнению, это и имел в виду Байден. В то же время COVID-19 остается четвертой самой распространенной причиной смерти в США, и никто не знает, что будет дальше. С учетом начавшейся кампании по ревакцинации Остерхолм назвал заявление Байдена "прискорбной невынужденной ошибкой".
Некоторые ждут, что о конце пандемии возвестит что-то вроде декрета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но в терминологии ВОЗ происходящее объявлено чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения (ЧСЗМС), имеющей международное значение, а пандемия — неформальное определение. Главу ВОЗ консультирует специальный комитет, который собирается не реже чем раз в три месяца. Следующая встреча должна состояться в начале октября, но, вероятно, ЧСЗМС отменят самое раннее в конце года.
В США из-за пандемии тоже введен режим чрезвычайной ситуации, что упростило для федерального правительства некоторые процедуры. Штаты должны предупредить о его отмене за 60 дней или просто дадут истечь. В следующий раз режим могут продлить в октябре.
Пандемия — редкое событие, и каждая из них своеобразна. Требуется время, чтобы убедиться, что не поднимется новая волна заболеваемости и что активность вируса пришла в норму. В XX веке пандемии были вызваны вирусами гриппа, поэтому было с чем сравнивать. Задокументированных коронавирусных пандемий еще не было, поэтому неясно, что в случае с SARS-CoV-2 считать нормой.
Почему COVID-19 все еще хуже гриппа
Намечающийся конец пандемии намного хуже, чем все представляли. Об этом говорится в статье The Atlantic.
В начале 2020 года еще казалось, что от коронавируса можно полностью избавиться. Но уже тогда SARS-CoV-2 был очень заразным и передавался в том числе от людей без симптомов, так что, вероятно, после проникновения вируса за пределы Китая это стало невозможным. Потом была надежда на коллективный иммунитет, но защита после болезни или вакцинации быстро ослабевает, а вирус мутирует.
Поскольку ограничительные меры отменены, а люди перестали осторожничать, в обозримом будущем, по оценке опрошенного вирусолога, ежегодно от COVID-19 будут умирать 100 тыс. американцев. Это примерно в три раза больше, чем смертность от гриппа в обычный год.
Хотя риск умереть для отдельного человека в случае с обеими болезнями теперь примерно одинаковый, SARS-CoV-2 инфицирует намного больше людей, чем вирусы гриппа. По мнению опрошенного вирусолога, вариантом "омикрон" заразились 80% американцев, а дальше каждый год заражаться может половина жителей страны, даже если у вируса не случится новый эволюционный скачок. Гриппом же болеют 10–20% американцев. Впрочем, это грубая оценка: тесты и на грипп, и на COVID-19 делают слишком редко.
Заявление Джо Байдена можно считать попыткой нормализовать болезнь подобно тому, как грипп, рак, туберкулез не расцениваются как чрезвычайная ситуация.
Весной 2020 года американские СМИ поминали первые 100 тыс. жертв COVID-19. В то время трудно было представить, что столько же умерших за год будут приемлемы. Закончилась пандемия или нет, но COVID-19 остается и останется проблемой.
Кто считает, что пандемия только начинается
После COVID-19 у многих остаются симптомы болезни, а некоторые теряют трудоспособность и не могут заниматься повседневными делами. На следующий день после выхода "60 минут" с Джо Байденом перед Белым домом собрались активисты, отстаивающие интересы людей с постковидным синдромом. Об этом пишет The BMJ.
Собрание перед Белым домом организовала международная сеть #MEAction. Активисты требовали лечения, соцподдержки для тех, кто не оправился после болезни, и исследований в этой области.
Примерно в половине случаев постковидный синдром соответствует диагностическим критериям миалгического энцефаломиелита (МЭ), или синдрома хронической усталости (причины миалгического энцефаломиелита до конца не ясны, а некоторые врачи вообще не уверены, что эта патология существует, но во время пандемии сомнений стало меньше). Одна из активисток рассказала, что не могла получить диагноз 15 лет, никому такого не пожелает, поэтому и пришла.
По словам другого активиста, Джей Ди Дэвидса, два доклада о постковидном синдроме, опубликованные чиновниками из администрации Байдена, получились разочаровывающими, на дальнейшие исследования не выделено финансирование, а в Центрах по контролю и профилактике заболеваний США нет человека, который бы постоянно отвечал за постковидный синдром.
На протяжении десятилетий Дэвидс занимался проблемами ВИЧ-инфицированных. Он считает, что с постковидным синдромом нужен стратегический план наподобие того, который привел к появлению лекарств от СПИДа. Кроме того, больным нужна материальная помощь: часто им отказывают в оформлении документов по потере трудоспособности.
Также активисты говорили, что медики не обучены, чтобы им помочь, страховые компании не покрывают их расходы, а программы социальной поддержки не приспособлены под их нужды. Все эти проблемы осложняет то, что обязанности разделены между частными, федеральными и региональными организациями.
По одной оценке, число американцев с постковидным синдромом составляет 20 млн, но может быть вдвое больше. "Во многом пандемия только начинается", — сказал Дэвидс.