Споры про церковное искусство и, тем более, про иконы, начинаются еще с далеких времен, еще когда христианство только-только начало обосноваться в римском мире. Сначала христиане противопоставляли себя греко-римскому миру, т.е. язычеству. В последнее входило еще идолопоклонство. Поэтому, на первых порах, христиане категорически отказываются от изобразительного искусства, выбирая язык символов для трансляции христианских ценностей (например крест, рыба и т.д.). Далее, уже утвердившись, христиане серьезно задумываются о церковном искусстве как способе привлечения больше людей в их лагерь. Это вопрос насколько серьезно вставал перед Церковными Отцами, что ради него были собраны Вселенские Соборы и даже было целое движение Иконоборчества.
Церковные Отцы выделяет несколько функций иконы:
- Анагогическая – возводительная. Т.е. икона возводит верующих до духовных вершин, помогает приобщиться к Лицам Царства Небесного. Про эту функцию говорили еще византийцы
- Есть триада для определения роли иконы:
дидактическая – психологическая – догматическая
Под дидактической подразумевается повествовательная функция иконы, которая была популярна в Европе, т.е. икона рассматривается как “книга для неграмотных”. Поскольку в те времена не все были грамотными, яркие картины служили неким способом пересказа библейских историй.
Под психологической функцией подразумевается благоговение, теплые религиозные чувства, которые возникают у верующего при созерцаний икон.
И, наконец-то, догматическая, когда иконы транслируют определенные христианские истины (вочеловечение Христа, три ипостаси и т.д)
Одним из главных аргументов иконопочитателей было то, что икона доказывает, то изображаемое когда-то существовало (или, если это история, то происходило). Если есть картина, что когда-то был и оригинал, то есть история в действительности имела свое место в действительности. Например, если мы изображаем Христа, то это является доказательством вочеловечения Христа. По этой же причине, икона решает одну из главнейших проблем христианства, являясь визуальным доказательством христологического догмата.
Но многие по этому поводу думают: ведь не получается ли, что мы поклоняемся непосредственно предмету, созданному человеческими руками, как это делали язычники? Ведь, по сути, мы от них ничем не отличаемся. На это Церковные Отцы отвечают:
Во-первых, мы не поклоняемся по-рабски, как это делали язычники, а почитаем иконы
Во-вторых, Молясь перед иконой, мы же не молимся непосредственно тому материалу, из чего сделана икона, т.е. для нас важен не предмет, а святой, который изображен на нем. Церковные Отцы подчеркивали, что мы молимся прообразу, т.е. икона, как некий своеобразный мостик для перемещения в мир прообразов или архетипов. Патриарх Никифор говорил: “икона есть произведение искусства, созданное в подражание первообразу и отличающееся от него по сущности и материалу”. Эта самодостаточная формулировка дает четкое представление об иконе и ее месте в христианстве. Икона условное подобие архетипа, как сын подобие своего отца. Но говорить о сущностном соответствии не может быть и речи. Потому что Христос и изображение Христа не могут быть одним и тем же. Этим и решается основная проблема иконопочитания. Если язычник воспринимает идол как саму сущность своего бога, то верующий христианин понимает, что икона это лишь способ контакта с прообразом. Поэтому в трудах Отцов всегда подчеркивается это отличие в сущности и материале. Исходя из этого, они используют слово подобие. Никто и подумать не может изобразить саму сущность святых и, тем более, Святой Троицы, поскольку передать духовную мощь невозможно чувственными методами. Об этом писал Памфил Кесарийский: “ Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками и тенями сверкающий сияющими лучами блеск славы и достоинства Его. Изобразить Его таким, каков Он есть”.
Вслед за аргументами иконоборцев, иконопочитатели продолжают: Поскольку сам материал, из которого была сделана икона, не имеет нанкой ценности, то материал может быть уничтожен, поскольку в нем нету никакой святости. А многие имеют склонность сохранять истертые и выцветшие иконы, считая, что в них есть некая божественная сила, что, естественно, противоречит церковному уставу.
Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.