«Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь… Не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убеждённостью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Ни на чём больше!»
Эти слова Майи Плисецкой можно отнести к её блистательной карьере и яркой судьбе. Но мало кто знает о тех победах, что были незаметны её поклонникам и почитателям.
Ещё учась в хореографическом училище, 14-летняя Майя исходила кабинеты всех известных на тот момент в Москве ортопедов. Болело колено: болезнь Гофа. Заключения врачи писали одинаковые, а точку в «балетной» истории поставил профессор Бом: «Надо менять профессию, девочка. Ты балериной не будешь. Колено выправить нельзя…»
Друзья посоветовали обратиться к известному в Москве массажисту, спасавшему футболистов от травм. В своей книге Майя Михайловна вспоминает: «Две полных недели он колдовал над моим бесперспективным, безнадёжным коленом. Разминал, правил, грел парафином, клал компрессы, жёг холодом, вытягивал, варил снадобья. И всё мерно, без спешки. Я доверилась ему и медицински, и по-человечески... На пятнадцатый день чародей разрешил мне начать заниматься. Колено было обессиленное, но совершенно здоровое».
Возможно, мы бы и не знали такого имени – Майя Плисецкая, если бы она согласилась с единодушным мнением врачей. Но это было не в её характере – пустить всё на самотёк и сдаться. И ей ещё не раз приходилось терпеть боль и проводить долгие месяцы без движения.
«Всю сценическую жизнь травмы не обходили меня стороною. Я рвала икру, защемляла спинной нерв, вывихивала сустав голеностопа, ломала пальцы, разбивала стопы. Каждая из этих травм отодвигала от меня премьеры, отменяла съемки, срывала гастроли. Каждая была трагедией».
Сколько всего месяцев или лет ушло у великой балерины на восстановление от всех травм, она даже не бралась подсчитать: «цифра получится устрашающая».
Но впереди её ждали триумфы. «Умирающий лебедь» через 3 месяца после травмы спины. Премьера «Чайки» со сломанным пальцем левой ноги во Флоренции. А в 70 – дебют в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.
Она вышла на сцену и в свой 80-летний юбилей. Блистательная, красивая, дерзкая. Всё та же Майя.