Найти тему

Она покоряла нас и в 80!

«Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь… Не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убеждённостью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Ни на чём больше!»

Эти слова Майи Плисецкой можно отнести к её блистательной карьере и яркой судьбе. Но мало кто знает о тех победах, что были незаметны её поклонникам и почитателям.

Ещё учась в хореографическом училище, 14-летняя Майя исходила кабинеты всех известных на тот момент в Москве ортопедов. Болело колено: болезнь Гофа. Заключения врачи писали одинаковые, а точку в «балетной» истории поставил профессор Бом: «Надо менять профессию, девочка. Ты балериной не будешь. Колено выправить нельзя…»

Майя Плисецкая и Суламифь Мессерер
Майя Плисецкая и Суламифь Мессерер

Друзья посоветовали обратиться к известному в Москве массажисту, спасавшему футболистов от травм. В своей книге Майя Михайловна вспоминает: «Две полных недели он колдовал над моим бесперспективным, безнадёжным коленом. Разминал, правил, грел парафином, клал компрессы, жёг холодом, вытягивал, варил снадобья. И всё мерно, без спешки. Я доверилась ему и медицински, и по-человечески... На пятнадцатый день чародей разрешил мне начать заниматься. Колено было обессиленное, но совершенно здоровое».

-2

Возможно, мы бы и не знали такого имени – Майя Плисецкая, если бы она согласилась с единодушным мнением врачей. Но это было не в её характере – пустить всё на самотёк и сдаться. И ей ещё не раз приходилось терпеть боль и проводить долгие месяцы без движения.

«Всю сценическую жизнь травмы не обходили меня стороною. Я рвала икру, защемляла спинной нерв, вывихивала сустав голеностопа, ломала пальцы, разбивала стопы. Каждая из этих травм отодвигала от меня премьеры, отменяла съемки, срывала гастроли. Каждая была трагедией».

-3

Сколько всего месяцев или лет ушло у великой балерины на восстановление от всех травм, она даже не бралась подсчитать: «цифра получится устрашающая».

Майя и Родион Щедрин
Майя и Родион Щедрин

Но впереди её ждали триумфы. «Умирающий лебедь» через 3 месяца после травмы спины. Премьера «Чайки» со сломанным пальцем левой ноги во Флоренции. А в 70 – дебют в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Во время исполнения номера "Ave Maya"
Во время исполнения номера "Ave Maya"

Она вышла на сцену и в свой 80-летний юбилей. Блистательная, красивая, дерзкая. Всё та же Майя.

С Пьером Карденом
С Пьером Карденом