Найти тему
Кот-ученый

Броненосец «Цесаревич» – французский след на Балтике

Броненосцы типа «Бородино» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Броненосцы типа «Бородино» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры

Самодержавная Россия неожиданно для многих «подружилась» с республиканской Францией. Новая союзница, дорожа дружбой с ограждавшим ее от германской экспансии северным колоссом, не жалела средств на укрепление финансовой и промышленной мощи России. В середине 1890-х альянс переживал золотые времена: секретной военной конвенцией 1892 года каждая сторона обязывалась прийти на помощь другой при нападении со стороны третьей. Займы и широкое привлечение частного капитала из-за границы (говоря современным языком – инвестиции) оживили промышленность России. Кораблестроители в конструкторской практике вместе с английским опытом все чаще обращались и к достижениям французского судостроения. Именно во Франции под влиянием усилившегося альянса вслед за крейсером «Адмирал Корнилов» (1886 г.) сделали в 1895 году и второй большой заграничный заказ — крейсер «Светлана». По французским моделям на основе договора с инженером Канэ (Gustave Canet; 1846—1913) происходило и начатое в 1892 году перевооружение флота патронными пушками калибром 152, 120, 75 мм. Их производство освоил Обуховский завод. Не удивительно, что после этого именно во Франции был заказан эскадренный броненосец «Цесаревич». Контракт был официально заключен 6 июля 1896 года; в качестве прототипа по корпусу и механизмам был указан французский броненосец «Жорегиберри» (Jauréguiberry). Стоимость постройки составляла 30,28млн. франков (11,355 млн. золотых рублей).

-2

Водоизмещение нормальное проектное 13 100 т, длина 117,2 м, ширина 23,2 м, осадка 7,9 м. Силовая установка две вертикальные паровые машины тройного расширения, 20 котлов Бельвиля, мощность 16 300 л.с.; скорость проектная 18 уз, на испытаниях 18,34 уз; дальность плавания 5500 миль (10 уз), нормальный запас угля 800 т, полный 1370 т. Вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм, двадцать 75-мм, двадцать 47-мм и два 37-мм орудий, десять пулеметов, четыре 457-мм ТА. К началу Первой мировой войны, кроме главного и среднего калибра, на корабле осталось восемь 75-мм и четыре 47-мм пушки, два пулемета и два подводных торпедных аппарата. Бронирование (крупповская броня): главный пояс 250—140 мм, верхний пояс 200—120 мм, палубы 50 и 40 мм, башни главного и среднего калибра 254 и 150 мм, барбеты башен 229 и 150 мм, рубка 254 мм. Экипаж 28 офицеров и 750 матросов.

Схема общего расположения броненосца «Цесаревич»
Схема общего расположения броненосца «Цесаревич»

Корпус броненосца был набран по поперечно-продольной системе. Весьма необычной для России была его форма с завалом бортов внутрь, из-за чего ширина верхней палубы была существенно меньше, чем максимальная ширина корабля. Такая сложная конструкция, значительно усложнявшая и удорожавшая строительство, имела ряд преимуществ: уменьшался верхний вес, что повышало остойчивость, средние башни получали возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, а в шторм завалы играли роль успокоителей качки. Корпус имел три полных палубы — нижнюю броневую, возвышающуюся над ватерлинией на 0,3 м; верхнюю броневую (она же батарейная) и верхнюю небронированную, имевшую толщину 7 мм и покрытую 60-мм тиковым настилом. Кроме них, была неполная палуба полубака (она же навесная или спардек), кончавшаяся перед кормовой башней 305-мм орудий. Высота надводного борта в носу достигала 7,8 м. На водонепроницаемые отсеки корпус делился одиннадцатью главными поперечными переборками, доходящими до верхней броневой (батарейной) палубы.

Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля и состоял из плит крупповской стали. В средний части плиты имели толщину 250 мм, ниже ватерлинии плавно уменьшавшуюся до 170 мм. В оконечностях они имели толщину от 230/160 мм до 170/140 мм. Над ватерлинией пояс возвышался на 50 см, уходя под воду на 1,5 м. Над главным шел верхний броневой пояс, также защищавший всю длину корабля и имевший толщину от 200 мм в средней части до 170 мм в оконечностях. Высота верхнего пояса была переменной и составляла 1,67 м в центральной части и 2 м в корме. Броненосец имел две бронепалубы. Верхняя (она же главная или батарейная) состояла из 50-мм бронеплит; она упиралась в верхнюю кромку верхнего броневого пояса. Нижняя бронепалуба (на уровне верхней кромки нижнего пояса), состояла из двух слоев брони по 20 мм. На протяжении центральных 88,8 м длины корабля ее концы плавно загибались вниз (радиус кривизны 2 м) и в 2 м от бортов образовывали броневую противоторпедную переборку. В зоне этой переборки нижняя бронепалуба соединялась с бортом 20-мм перемычкой. Башни главного калибра были защищены 254-мм бронеплитами, а крыша имела толщину 40 мм и укладывалась на двухслойную стальную прокладку из 10-мм листов. Барбеты башен главного калибра обшивались бронеплитами толщиной 229 мм. Башни среднего калибра защищались 150-мм броней, их крыши – 30 мм. Боевая рубка корабля высотой 1,52 м имела в плане полукруглую форму и защищалась 254-мм бронеплитами. Крыша склепывалась из трех 15-мм листов, пол — из двух таких же листов.

«Цесаревич» схема бронирования и расположения артиллерии
«Цесаревич» схема бронирования и расположения артиллерии

Главный калибр состоял из четырёх 305-мм орудий с длиной ствола 40 калибров, установленных в двух цилиндрических башнях размерами в плане 7,6×6,05 м, установленных в носу и корме корабля. Башни стояли на броневых барбетах диаметром 5 м, внутри которых проходили механизмы подачи боеприпасов. Средний калибр включал двенадцать 152-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров в шести цилиндрических башнях размерами 4,8×3,85 м, размещенных побортно, причем прямо в нос и корму теоретически могли вести огонь по четыре башни. Противоминная артиллерия включала в себя по двадцать 75-мм пушек Канэ и 47-мм пушек Гочкиса. Восемь 75-мм орудий располагались на батарейной палубе в средней части корабля (по четыре на борт), еще два размещались также на батарейной палубе, но в кормовой части. Две пушки находились в носу на верхней палубе, оставшиеся четыре попарно были установлены на носовом и кормовом мостиках. По четыре 47-мм пушки Гочкиса было размещено на каждом из двух боевых марсов; помимо них, там находилось и по три пулемета.

Две главные паровые машины двойного действия тройного расширения имели суммарную мощность по контракту 16 700 л.с. Каждая машина имела четыре цилиндра — по одному высокого и среднего давления и по два низкого. Ход поршней составлял 1070 мм, максимальная частота вращения валов, приводивших в движение винты, — 107 об/мин. Пар вырабатывали 20 котлов Бельвиля, оснащенных «экономизаторами».

Постройка броненосца «Цесаревич»
Постройка броненосца «Цесаревич»

«Цесаревич». Заложен на верфи компании «Форже э Шантье де ля Медитерране» («Forges et Chantiers de la Méditerranée») в городе Ла-Сен-сюр-Мер поблизости от Тулона 8 мая 1898 года. Однако лишь 17 февраля 1899 года завод завершил разработку проекта, после чего счел возможным начать отсчет контрактного срока постройки броненосца. Спущен на воду 10 февраля 1901 года, но спуск не был торжественным – даже не подняли русский флаг, мотивируя это тем, что пока корабль принадлежит фирме-строителю. Введен в эксплуатацию 18 августа 1903 года, а 27 августа 1903-го броненосец под флагом контр-адмирала Андрея Андреевича Вирениуса (1850—1919), погрузив 1200 т угля, покинул Тулон и направился в Неаполь. Дальнейший путь «Цесаревич» должен был проделать совместно с броненосцем «Ослябя» и крейсером «Баян». Однако «Ослябя» сел на мель, поэтому было решено отправить на Дальний Восток только «Цесаревича» и «Баян». 19 ноября броненосец, отсалютовав 13 выстрелами флагу начальника эскадры и семью — крепости, бросил якорь на внешнем рейде главной базы флота Порт-Артура.

В ночь на 27 января 1904 года «Цесаревич», как и другие корабли эскадры, стоявшие на внешнем рейде, находился в состоянии «полубоевой готовности». Первым заметил японские миноносцы вахтенный начальник «Цесаревича», немедленно объявивший тревогу. Комендоры 47-мм и 75-мм пушек открыли огонь, были зажжены прожекторы, но это не смогло сорвать японскую атаку – между кормовыми 305-мм и 152-мм башнями раздался взрыв торпеды. Пробоина длиной 6,1 м высотой 5,3 м имела площадь около 18 кв. м. Через 40 минут после попадания были подняты пары, корабль смог дать ход и направиться во внутреннюю гавань для ремонта. Всего при отражении минных атак, а также в утреннем бою с японскими главными силами броненосец израсходовал 17 152-мм, 33 75-мм и 107 47-мм снарядов. Поскольку поставить корабль в док из-за узких входных ворот было невозможно, ремонт пришлось проводить на плаву, соорудив для этого кессон. 20 мая последний лист наружной обшивки был установлен, оставалась лишь доделка переборок. Кессон сняли 24 мая. 10 июня эскадра под командованием контр-адмирала Вильгельм Карлович Витгефта (1847—1904), державшего флаг на «Цесаревиче», сделала попытку прорыва во Владивосток. Около 18 ч были замечены главные силы японцев, после чего русские вернулись в Порт-Артур. Вторую попытку прорыва эскадра предприняла 28 июля. Сначала шли на 8 уз, потом увеличили ход до 10 уз, а с появлением противника — до 13 уз.

Гибель контр-адмирала Витгефта на мостике броненосца «Цесаревич»
Гибель контр-адмирала Витгефта на мостике броненосца «Цесаревич»

Первая фаза боя продолжалась с 12 ч до 14 ч 20 мин, начавшись на дистанции около 75 кабельтовых. С расстояния 45 каб. открыли огонь и шестидюймовки. «Цесаревич» как флагман был главной целью японцев, однако большинство их залпов ложилось с недолетом. В продолжение более чем двухчасового боя «Цесаревич» получил лишь несколько пробоин в надводной части. После того, как эскадры разошлись контркурсами, бой на некоторое время затих. Русская эскадра продолжала уходить на юго-восток, японцы шли следом и, имея превосходство в скорости, постепенно нагоняли. Бой начался около 16 ч 30 мин., в этой, второй, фазе боя «Цесаревич» получил большое число попаданий. Фатальными для всей русской эскадры стали два 305-мм снаряда, попавших с короткими промежутками времени около 18 часов. Первый из них почти разрушил основание фок-мачты, повредил мостик и убил сидевшего там в кресле контр-адмирала Витгефта. Второй снаряд, попавший в рубку, ранил всех, находящимся в ней, и полностью нарушил управление. Неуправляемый броненосец прорезал колонну русских кораблей, едва не попав под таранный удар «Пересвета». Прочие броненосцы сначала стали двигаться за флагманом, но, поняв, что он неуправляем, потеряли строй. Быстро поняли это и японцы, и вскоре бой прекратился. «Цесаревич» за время боя, не считая отраженных от брони, выдержал до 15 разрывов японских 305-мм снарядов, а сам выпустил 104 305-мм и 509 152-мм снарядов. В итоге эскадра вернулась в Порт-Артур, отразив после захода солнца атаки миноносцев. «Цесаревич» не мог сразу последовать за остальными кораблями эскадры: рулевое управление не действовало, связь с машинами тоже была частично потеряна. Принявший командование старший офицер капитан 2 ранга Дмитрий Петрович Шумов (1861–1906), посовещавшись с офицерами, принял решение в одиночку прорываться во Владивосток.

Броненосец «Цесаревич» интернированный в «Циндао»
Броненосец «Цесаревич» интернированный в «Циндао»

Корабль повернул на юг, надеясь затеряться в море. Ночью пришли в себя раненные в бою сначала командир корабля, а затем и начальник штаба эскадры контр-адмирал Николай Александрович Матусевич (1852—1912). Он приказал сначала зайти для ремонта и пополнения запасов в германский порт Циндао, и 29 июля броненосец вошел на рейд этой военно-морской базы.Там уже грузились углем пришедшие накануне русский крейсер «Новик» и миноносец «Бесшумный», которые так же решили не возвращаться в Порт-Артур. Ночью «Новик» покинул Циндао, а утром 30 июля пришли еще два миноносца – «Бесстрашный» и «Беспощадный».Первоначально немецкие власти дали шесть дней на приведение «Цесаревича» в порядок для выхода в море. Однако 2 августа в 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера из Берлина, потребовал от русских немедленного покинуть порт или разоружиться. Как старший по званию, контр-адмирал Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег. Сдали немцам замки от орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления.

«Цесаревич» перед Первой мировой войной
«Цесаревич» перед Первой мировой войной

После подписания Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне, все интернированные корабли вернулись на родину. «Цесаревич» был отправлен на Балтику и 2 февраля 1906 года прибыл в Либаву. На Балтике «Цесаревич» стал флагманским кораблем «Гардемаринского отряда» так полуофициально называлось соединение, предназначенное для прохождения гардемаринами морской практики перед их производством в офицеры. 25 февраля 1911 года «Цесаревич», «Слава», «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» (два последних корабля еще достраивались) образовали бригаду линейных кораблей, к которой был причислен и крейсер «Рюрик». Главной задачей боевой подготовки теперь было освоение групповой стрельбы кораблей бригады по одной цели, что к тому времени уже было отработано на Чёрном море. Приходилось выполнять кораблям и представительские функции. Так, в 1911 году «Цесаревич» совершили поход в Данию. До начала Первой мировой войны «Цесаревич» продолжал использоваться для подготовки личного состава, главным образом артиллеристов. Первые месяцы войны 1-я бригада линейных кораблей (во вторую бригаду входили еще небоеготовые дредноуты), бригада крейсеров и 1-я минная дивизия почти каждый день развертывались близ минной позиции, где отрабатывали различные варианты отражения атаки противника. На ночь возвращались в Гельсингфорс или Ревель. В 1915 году «Цесаревич», образовавший пару со «Славой», получил задачу обеспечивать защиту побережья Финляндии и Або-Оландского района от немецких набегов. 10 июля 1915 года «Цесаревич» был поставлен на ремонт в кронштадтском доке цесаревича Алексея. В первый раз в море «Цесаревич» вышел 21 апреля 1916 года. 30 августа «Цесаревич» перешел к Моонзунду, где уже давно находилась «Слава». 29 марта 1917 года кораблю присвоили новое название — «Гражданин».

Броненосец «Гражданин» в бою с германскими линкорами
Броненосец «Гражданин» в бою с германскими линкорами

4 октября состоялось сражение двух старых русских эскадренных броненосцев и крейсера «Баян» с германской эскадрой. Главная тяжесть боя легла на «Славу», поскольку только ее пушки доставали до немецких дредноутов. «Гражданину» пришлось вести огонь главным образом по пытавшимся прорвать минное заграждение тральщикам и миноносцам. Хотя немцам и не удалось с ходу прорвать русскую оборонительную позицию, соотношение сил не оставляло надежд на успешную оборону. Поэтому практически все корабли ушли в Финский залив. 6 октября ушел из Моонзунда и «Гражданин». Некоторое время старый корабль простоял в Гельсингфорсе, но 23—25 декабря перешел в Кронштадт. После этого «Гражданин» был включен в резервный отряд Морских сил Кронштадта, однако в море никогда больше уже не выходил и в 1925 году в числе многих других кораблей был разобран на металл.

Несомненные достоинства «Цесаревича» побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа большой серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. Проект переработал младший судостроитель Дмитрий Васильевич Скворцов*. Строить серию планировалось на трех петербургских заводах. В 1900—1902 годах в Петербурге состоялась закладка пяти кораблей типа «Бородино». Они отличались еще большей площадью бронирования (не защищенные на «Цесаревиче» 75-мм орудия получили трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений.

Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Д.В. Скворцов (1859—1910)
Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Д.В. Скворцов (1859—1910)

*Младший судостроитель (чин VII класса Табеля о рангах) Дмитрий Васильевич Скворцов (1859—1910), проживший короткую и заполненную непрерывными трудами жизнь, совершенно незаслуженно остался в тени истории отечественного судостроения. Уроженец Санкт-Петербурга, сын придворного служителя, выпускник технического училища Морского ведомства, он начал карьеру в качестве инженер-механика. Получив первое назначение еще кондуктором, Скворцов с 1880 по 1883 год (в августе 1881 г. ему был присвоен чин прапорщика Корпуса инженер-механиков флота) почти непрерывно находился в походах на крейсерах «Африка», «Европа» и клипере «Стрелок», приобрел хорошую практику управления главными механизмами. В 1884 г поступил на Кораблестроительный отдел Николаевской морской академии. По окончании академии его перевели в Корпус корабельных инженеров и присвоили чин старшего помощника судостроителя (в соответствие с Положением 1886 г о корабельных инженерах флота чин был введен взамен чина штабс-капитана). В конце 1891 года Скворцов стал наблюдающим за постройкой броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и возглавил разработку его практических чертежей. Благополучно спустив «Ушакова» на воду, Скворцов в 1894 году получил назначение строителем однотипного корабля «Генерал-адмирал Апраксин». Через два года и этот броненосец сошел на воду, а его создатель получил орден Св. Анны 3-й степени, добавочное денежное содержание по 100 рублей в месяц и чин младшего судостроителя. Летом 1898 года, когда «Апраксин» еще достраивался, Скворцову поставили непростую задачу воплощения замыслов французских инженеров в проекте броненосца для российских заводов. На выполнение поручения ушло всего 20 дней, и уже 28 июля 1898 года Дмитрий Васильевич направил в МТК эскизный проект «броненосца в 13 225 т водоизмещением» с пояснительной запиской. Он спроектировал несколько более длинный и узкий корабль, чем «Цесаревич», а для достижения 18-узловой скорости увеличил мощность машин с 16 300 до 16 600 л.с. Учет возможностей российских заводов выразился и в большей относительной массе главных механизмов, предусмотренной в весовой нагрузке проекта. В 1900 году, после успешной постройки головного броненосца типа «Бородино», старший судостроитель (чин VI класса Табеля о рангах) Д.В. Скворцов был назначен главным корабельным инженером Санкт-Петербургского порта. После 1907-го ему был присвоен чин генерал-майор Корпуса корабельных инженеров. С 1908 года и до самой кончины Скворцов — старший помощник главного инспектора кораблестроения Морского технического комитета.

Автор: Юрий Каторин

Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.

#история #флот #кораблестроение #броненосцы