Найти тему
Ключ к детям

Почему дети смеются, избегают вас или злятся, когда вы их поправляете

Дети смеются, отказываются смотреть в глаза, убегают, затыкают уши или становятся враждебными, когда вы пытаетесь поговорить с ними об их «неправильном» поведении, — явление, которое по понятным причинам сбивает с толку и беспокоит.

Вы можете быть одновременно огорчены и обеспокоены, задаваясь вопросом, как нужно воспитывать ребёнка, который, кажется, не чувствует себя плохо из-за того, что причиняет боль другим или получает от этого удовольствие. В этом заключается один из самых сложных аспектов воспитания детей: взрослые, склонны интерпретировать поведение детей через призму логики.

Если ребёнок смеётся или ведёт себя так, как будто ему всё равно, когда он сделал или сказал что-то обидное, это означает, что у него нет сочувствия (и он может быть социопатом). Но мы не можем приписывать взрослую логику детскому поведению. Хотя их действия могут показаться иррациональными и тревожными на первый взгляд, если вы посмотрите на это с точки зрения ребёнка, смысл такого поведения становится ясным.

-2

Эти уклончивые ответы не означают, что вашему ребёнку не хватает сочувствия или сострадания к другим. На самом деле, это часто сигнализирует о том, что ваш ребёнок очень чувствителен ко внешней среде.

Высокочувствительные дети могут воспринимать и реагировать на кажущиеся безобидными исправления (например, не тянуть кошку за хвост) или указания (как правильно держать ножницы) как личные обвинения, а не как объективные правила, которые вы устанавливаете, или полезные советы, которые вы предлагаете. У них быстро возникает чувство стыда за то, что они что-либо «не выполнили» правильно.

Стыд — очень подавляющая и неудобная эмоция, которую трудно терпеть. Смех, отворачивание или бегство, затыкание ушей — механизмы преодоления стыда, которые обеспечивают защиту и облегчение от потока сложных эмоций. Столкновение с вашим гневом или разочарованием по поводу их поведения может быть очень подавляющим.

-3

Когнитивно дети знают, что сделали что-то неприемлемое, но у них ещё нет навыков, чтобы остановить себя от своих импульсов. Они прибегают ко всем видам уклонения, чтобы отвлечься от стресса и дискомфорта.

Поскольку такое поведение является триггерным, в такие моменты оно может привести к резкой реакции — выпаливанию стыдливых ответов типа: «Что с тобой не так? Думаешь, обижать своего друга — смешно?» Проблема в том, что такие ответы усиливают чувство стыда у вашего ребёнка и выводят его из-под контроля. В такой момент никакие меры коррекции не помогут, так как мозг дитя не может ясно мыслить.

Что нужно сделать

  1. Постарайтесь понять, что ребёнок не хотел намеренно причинять вред кому-то. Ему нужна ваша поддержка, чтобы научиться справляться с сильными эмоциями.
  2. Если ваш ребенок смеётся, высовывает язык или закрывает уши, не обращайте на это внимания. Если вы попросите его остановиться или спросите, почему он это делает, это только усилит его реакцию. Кроме того, он не знает, почему так реагирует. Крепко и с любовью обнимите его и скажите: «Я знаю, тебе не нравится, когда я прошу тебя думать о своём поведении».
  3. Обсудите инцидент, когда ваш ребёнок успокоится. Когда он находится на взводе, то эмоционально перегружен. У него нет доступа к той части мозга, которая позволяет думать и рассуждать.
  4. Дайте вашему ребёнку возможность объяснить свой поступок. Рассказ о происшествии по существу, без осуждения или стыда с вашей стороны, снижает защитную реакцию, повышая вероятность того, что ребёнок будет чувствовать себя в безопасности, наблюдая за своими чувствами и реакциями. Объясните, что иногда люди слышат вещи так, как другие не имеют в виду.
-4

Как насчет того, чтобы заставить детей сказать «извини»?

Не стоит делать это по нескольким причинам:

  • Ребёнок может начать сопротивляться взрослым наставлениям;
  • Извинение будет лишено смысла, так как ребёнок может подчиниться вашему приказу бездумно. Требуется донести до него, что недобрые слова или действия не просто вредны для другого ребёнка, но и нехороши для него, потому что вызывают у других неприятные чувства по отношению к нему. Затем дайте ему выбор: он может сказать «извини» и предпринять действия для исправления ситуации или нарисовать картинку для ребёнка. Выбор снижает неповиновение.

Подходя к этим инцидентам спокойно и беспристрастно, не стыдя и не обвиняя ребёнка, снижается вероятность того, что он будет убегать или агрессировать. Зато повышается вероятность того, что он научится выражать свои эмоции приемлемыми способами. Ведь это и есть конечная цель.

#детскаяпсихология #дети #психология #чтоделать