Вот и подошли в 9 классе к следующему уровню организации жизни — клеточному. Клетку изучают в начале каждого года, начиная с пятого класса, поэтому здесь нужно какое-то свежее решение, иначе девятиклассники заснут в начале урока. Предлагаю целых три подхода, выбирайте на свой вкус.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
В начале урока вспоминаем уровни организации жизни, заостряем внимание на том факте, что с первым — молекулярным — уровнем мы уже знакомы. Переходим на следующий — клеточный.
Подход 1. Самый сложный и самый интересный
Если есть достаточное количество микроскопов и готовых микропрепаратов, можно организовать изучение клетки в виде лабораторной работы. Каждый ученик должен иметь возможность увидеть клетки организмов всех четырех царств. У меня это сенная палочка, мукор, кожица лука и клетки слизистой ротовой полости. Последние два препарата ученики могут приготовить сами.
Отчетное задание выглядит как четыре схематических рисунка и таблица. В таблице три графы.
- Название царства и конкретного вида, относящегося к этому царству.
- Какие органоиды ученик увидел.
- Какие органоиды ученик не увидел, но они присутствуют у данного организма.
Под таблицей обязательно вывод о том, какие именно различия существуют между клетками различных царств.
Недостаток метода: за урок можно только визуально ознакомиться с клетками и понять, в чем их различия. Времени на функции органоидов не остается. Но функции основных органоидов будут рассматриваться в дальнейшем, так что это не критично.
Подход 2. Тоже практический, но менее сложный
Если нет микроскопов или, как пару лет назад, ходили по кабинетам, можно заменить рассматривание натуральных образцов аппликацией.
Раздаю большие листы А3, клей, ножницы и листочек с названиями органоидов и их функций. Задача учеников — разрезать этот листочек, нарисовать контур клетки и органоидов, вклеить плашки с названиями на нужные места.
Недостаток метода: нет знакомства с натуральными клетками, важнейшее понятие биологии остается картинкой. Но если ранее на уроках ботаники и зоологии уже рассматривали клетки под микроскопом, то этот метод вполне подходит для систематизации знаний.
Подход 3. Ассоциативно-теоретический
Популяризаторы науки часто сравнивают клетку с государством. Берем цветные мелки/маркеры, рисуем огромную клетку на доске и начинаем: у каждого государства есть граница, в данном случае это клеточная мембрана. Чтобы граждане могли законно въезжать-выезжать, нужны КПП — это встроенные в мембрану белки. У государства есть территория — цитоплазма. Правительство — ядро. Транспортная система — ЭПС. Электростанции — митохондрии. Заводы и фабрики — рибосомы. Производства, работающие на экспорт — комплекс Гольджи. Склады — вакуоли. Заводы по переработке отходов — лизосомы.
И отдельно предприятие с секретными технологиями — хлоропласты) Не у каждого государства есть)
Конечно, все это слегка притянуто за уши, аналогии не всегда точные, зато все художественно и легко воспринимается. Для классов с экономическим или художественным уклоном самое то. И четко раскладываются по полочкам функции органоидов.
С клеточной стенкой я пока не придумала. Поскольку ее основная задача — не дать клетке лопнуть, аналогов с государством я не нашла. Может, кто из читателей подскажет?
Чтобы урок не превратился в сплошную лекцию с элементами беседы, в конце даю задание: составьте список из максимального числа признаков, по которым можно сравнивать клетки.
Недостаток метода: нет знакомства с реальной клеткой.
А вы как изучаете клетку в 9 классе? Делитесь в комментариях.