После кочевника-Колобка, космогонической курицы Рябы и защитников Богатырей в нашем фольклоре следуют указанные в заглавии персонажи. В чем их ценность для исследователя восточнославянского генезиса?
В этом обзоре не будет никаких размышлений автора, а только перечисление всех топ-версий… Разумеется, не найдете тут цитирования самих сказочных текстов.
Репка
1. Владимир Погорелый усматривает в сюжете духовное наполнение: Репка – человеческое «сердце» (центр личности народа). Репа – корнеплод (корень) жизни человека. Увы, его не оторвать от земли (а это символ всего материального). Никто по отдельности не вытянет центр личности из области материального в область духовного. Это можно сделать вместе!
2. Константин Ушинский (переработавший оригинальный текст от Афанасьева по-своему) представил сюжет сказки как демонстрацию взаимопомощи внутри крестьянской общины.
3. Сторонники истории древней (девятиричной) системы напоминают, что в оригинале персонажей было не 7 (как мы читаем теперь), а 9. Смысл повествования – упрощенное раскрытие схемы временных структур, форм жизни и форм существования. Лейтмотивом же служит высокая роль взаимосвязи первых славянских предков уже с русским народом.
4. Детские писатели, излагающие сказку, сосредотачивают внимание лишь на связи поколений в общем деле, не закладывая сюда ни намек на развитие нации, ни системы...
5. Владимир Пропп замечает, что жанр этого сказания «цепочный» (Kettenmärchen): тут нарастают единицы сюжета (как в «Колобке»). Конец там, где цепь обрывается. Фольклористы считают, что создателями таких произведений были люди с детским (правильнее сказать – наиболее архаическим) сознанием. Но древней является лишь форма. Само наполнение (семантика) связаны, скорее, уже с объединяющей религией.
Калинов Мост через реку Смородину
1. Николай Коробка считает, что Смородина – «темная» («черная») река. Такой цвет, как вы знаете, на болотах и слишком заиленных потоках. В общем, там, где много гниющей массы. От этого гнилой сильный запах (СМРАД или СМОРОД). Отсюда СМРАДина/СМОРОДина. Запах намек не только на разложение (признак мертвецов), но и на серную вонь (Ад). Калинов Мост для людей единственный переход через рубеж Смерти. О гниении ярко говорят синонимы гидронима. Пучай (вспучило) и Нетеча (мертвая вода).
2. Фанаты ведизма дают этимологию Калинова Моста как КАЛИ-мост (а Кали – дух Смерти)…
3. Москва имеет этимологию «мутная, застойная вода, взвесь» (это заметил Готлиб Байер)... Славист Борис Рыбаков изрек, что «смородина» это «самара», но с тройной деривацией…
Баба Яга
1. Тут, в общем-то, и специалисты славянского, и знатоки финно-угорского народного наследия хором говорят, что персонаж – не кто иной, как ведущий обряда половозрастной инициации – специальных испытаний. Видимо, для мальчиков (в печь садят молодца)… Йаг (йадж) – намек на «ужас» (испытание физической боли, психического стресса и т.д.)… К примеру, у немцев до сих пор «охотник» (в древности тот, кто прошел тест) все еще ЙАГер.
2. Но существует и любопытная ведическая точка зрения, указывающая на Ягу как на Йогу. То есть и здесь это некий гуру древнейших практик. Это мужчина (баба учитель муж. рода).
3. В. Петрухин принимает корень, лежащий в слове, за намек на хтоническую тварь. Змеи (скажут вам археологи) чаще изображались на старейших орнаментах неолита. Начало?
Морозко
1. Как вы уже много раз читали на канале, корень МР у всех индоевропейцев – «рубеж» смертельной опасности (МАРЬ – болото, МОРЕ – непреодолимое препятствие, МОРАна, МОР и так далее). К этой же коллекции относится и общеславянский МРАс (кентумный вариант МРАк), обозначавший сразу и «темень», и «холод». Неуютный 1-й Хаос. Пропп видит в персонаже персонификацию зимы. Но поздние писатели напихали в «Морозко» 12 месяцев. Это уже контаминация с «астрологическим» сюжетом. Зима в истории испытывает людей: холод и темень вскрывают всю сущность девиц.
2. Впервые высокий старик в шапке с длинной седой бородой появился у первого собирателя сказок Афанасьева (до этого у великороссов не было известно сказов о Морозе, был лишь корень МРАС(К). Зато у малороссов Мороз был. Это богатый злой пан, едущий на повозке.
3. Фольклорист Владимир Бахтин, утверждает, что Мороз Красный Нос и Морозко – один эпоним, связанный с Защитником Русских, обитающим на севере ареала: 1-е записанные сказки архангельские…
Кощей Бессмертный
1. По-тюркски «кошчи» обозначает принадлежащий КОШу (стоянке, кочевью). Пленник кочевья или, наоборот, КОШевой – смотритель за хозяйством «базы»? Был и такой атаман.
2. Иная гипотеза (чисто славянская) изводит КОЩея от КОСТь. «Костлявый»? Да. Ведь символизируется скелетом. Он – некромант (связывает мир живых с мертвецами).
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: