Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Если хочется поделиться возмущением, подождите сутки

Хочу с вами поговорить о важном. О фейках.

Это слово с нами недавно, и кажется, что это глупость какая-то, что-то далекое, несерьезное, то, что нас не касается. Но тем не менее это то, что сейчас формирует нашу повышенную тревожность, подпитывает наши страхи и разгоняет истерику.

У меня на работе новая сотрудница, молодая хорошая девочка. Иногда новости, которые не укладываются в её картину мира, она пересылает мне. В прошлый четверг это был айтишник, которого мобилизовали, хотя он не служил и военной специальности не имел. "Зачем ты мне это переслала?" - спросила я. "Ну, потому что я не понимаю, почему так происходит", - жалобно сказала она.

Человеческий мозг так устроен: как только мы видим то, что не понимаем, мы начинаем в лучшем случае удивляться, в худшем тревожиться и возмущаться. А тем, что нас тревожит или возмущает, срочно поделиться с другими. Поэтому фейки, то есть вымышленные, ложные или некорректно поданные, непроверенные, новости разлетаются по соцсетям и мессенджерам гораздо быстрее обычных новостей.

Возьмем не последние события, а, например, пожар в "Зимней вишне". С одной стороны, я непосредственно общалась с сотрудниками МВД, которые точно знали состояние дел, число погибших. Это были мои друзья, и я им верила. А с другой, отовсюду писали и звонили: погибших больше трёхсот, нам врут, от нас скрывают! Когда ты начинала говорить: ну подождите, этого не может быть, это недостоверная информация, тебя тут же обвиняли в доверчивости или равнодушии.

Чем страшнее новости, чудовищнее и нелогичнее, тем больше вероятность, что они выдуманные. Приукрашенные. Инсценированные. Ведь чем страшнее, ужаснее придуманные факты, тем беспокойнее аудитория, тем более активно она потребляет новости, подсаживается на новостную иглу и уже буквально глотает весь новостной мусор, не успевая переваривать.

Всегда ищите, кому это выгодно. Например, СМИ.

Зачем СМИ придумывать? - спросите вы. Ответ прост: деньги. Электронные СМИ, сайты живут за счет рекламы. Чем больше человек зайдет на сайт и увидит рекламу, тем лучше изданию. Как заманить людей на сайт? - громким заголовком. Иногда чудовищные заголовки ведут на вполне нейтральные новости, главное удалось - человек попался и зашел. Иногда фейковые новости появляются в качестве привлечения внимания, а потом волшебным образом исчезают. А "информация" уже пошла, поползла, отравляя всех на своем пути.

Зачем придумывать отдельным людям, блогерам? Для тех же дочитываний. Или для подтверждения своей точки зрения, своей позиции. Скажем, можно выложить фото с огромной очереди в пустыне с американского фестиваля Burning Man и написать, что это очередь из убегающих россиян на границе с Монголией (реальная публикация большого человека). Или выложить огромные очереди в аэропорту, мол, все валят из страны, и не дописать, что это очередь на внутренние рейсы по России (реальная публикация человека поменьше).

Как определить фейк? Довольно просто.

  • Если вы видите новость, и вам срочно хочется ею поделиться с друзьями и знакомыми - скорее всего, это фейк.
  • Если вы видите новость, после которой вам хочется пойти и кого-то как минимум побить, срочно восстановить нарушенную справедливость, агрессивно на кого-то напасть - скорее всего, это фейк.
  • Если вы читаете новость и вообще не понимаете, как такое может происходить, - поздравляю, ваше критическое мышление и логика не дремлют. Скорее всего, перед вами фейк.

Ненастоящие новости рассчитаны на наши самые простые эмоции. Как правило (да почти всегда) - на отрицательные, на страхи.

Поэтому.

Если вы видите новость, которой вам срочно нужно поделиться, чтобы разделить с кем-то своё ошеломление, возмущение, непонимание - не торопитесь. Подождите день, ну, может, сутки. Скорее всего, фейк разоблачат гораздо быстрее. В любом случае, не распространяйте ту информацию, от которой у вас начинается истерика. Пусть истерики будет меньше.

В частности с айтишником, которого призвали, уже до конца рабочего дня стало понятно: человек получил повестку не в армию, а в военкомат. Сегодня я прочитала, что он вернулся домой, всё с ним нормально.

Конечно, к каждому абзацу этого текста можно дописать "но...". Но я не буду. Информационное поле такое большое, разнообразное, с кучей нюансов, противоречий, частностей. Я сейчас пишу о реально вымышленных новостях, которые призваны испугать и дезинформировать аудиторию. Когда у вас панические атаки от официальных заявлений, это совсем другая история😢

-2