Был в ИА ПВО один вид специфических полётов, так называемые полёты "на обеспечение». Реже такие полёты обзывались, как «спецзадание». Это полёты для проверки своих сил ПВО, и проводились они довольно регулярно. И проверялось ПВО и тренировалось. Маршруты эти были всегда разными. И приходилось прокладывать и рассчитывать их с нуля и тщательно, потому как задания на такие «обеспечения» исходили всегда из «верхних» штабов, а там любили ещё и экипаж, выполняющий это «обеспечение» проверить на точность прохождения маршрута и показать, кто есть «ху». Маршрут надо было проходить точно не только по координатам, но и по времени прохода поворотных точек. Маршруты, в силу специфики самой системы ПВО, проходили обычно вблизи государственной границы или в нейтральных водах.
В Смирных, например, а это Сахалин, бывал такой маршрут «на обеспечение», когда сначала надо было уйти над водами Охотского моря на юг до Японии, а потом возвращаться оттуда, изображая «супостата», а наши силы ПВО должны были своевременно обнаружить эту, так называемую, «контрольную» цель, сопроводить её и быть готовыми сбить. Чтобы быть похожим на этого самого «супостата», экипаж "контрольной" цели выключал опознавание «я свой», из-за этого метка на экранах ПВОшных локаторов от самолёта, изображающего «вражескую цель», отличалась от всех остальных меток на экранах и отличалась очень существенно, - там не было метки «я свой»! А это позволяло произвести, между прочим, по этой самой "контрольной" цели пуск реальной ракеты. Напомню, что при наличии у метки воздушной цели на экране РЛС дополнительной метки "я свой", сход ракеты на поражение не происходит. Так что такое обстоятельство делало полёт этот гораздо «интереснее».
Такими полётами проверялась бдительность и «расторопность» и наземных сил ПВО, и полков ИА ПВО.
Был когда-то интересный случай на Сахалине на эту тему. При очередном подъёме самолёта из Дежурных Сил по воздушной цели для КП было не ясно, - цель реальная или контрольная и эта ясность почему-то так и не наступила. В пылу наведения цель из-за недостатка информации незаметно превратилась в «реальную», самолёт-перехватчик после всех предшествующих команд и процедур, получил команду на уничтожение цели, то есть пуск ракеты по ней, что героически и выполнил. К удивлению всех участников этого действа, ракета прошла мимо цели, к ещё большему удивлению сразу пришло оповещение, что цель «контрольная».
Начались, естественно, разборки всего этого «безобразия». Все участники писали многочисленные объяснительные, как это они умудрились пустить ракету по контрольной цели. И не только писать, но ещё, как полагается, отвечать на многочисленные вопросы разных «суровых» товарищей. Апогеем этого безобразия стало ещё и выяснение вопроса, - а почему ракета не попала в цель, если уж была выпущена?!
На Чукотке полёты «на обеспечение» были редкими, ПВО там было мало и соседи - мэриканцы «проверяли» их регулярно. Но там полёты на обеспечение были совсем непростыми. Бескрайние просторы Чукотки накладывали свои особенности, - недостаточный радиолокационный контроль на маршруте, большие участки маршрута без связи.
В гудаутском полку полёты «на обеспечение» были частыми, сил ПВО в этом районе было предостаточно. Маршруты для проверки сил ПВО прокладывались и над акваторией Чёрного моря, и вдоль турецкой, и иранской границы. Полёты эти были очень разными, - и одиночными, и групповыми. Могли проводится в любое время дня и ночи, в любой лень недели. Были и такие, в которых участвовало несколько самолётов-целей одновременно. Например, изображали «нападение» со стороны Турции на Крым, с разных направлений, на разных высотах. Тут уж со стороны наших сил ПВО участвовали и наземные силы, и ИА ПВО.
- - фото автора.
25.09.2022 - Севастополь.