Начало Великой Отечественной войны стало трагедией для так называемой Autonome Sozialistische Sowjetrepublik der Wolgadeutschen (АССР Немцев Поволжья). 28 августа 1941 года появился указ Ставки ВГК о том, что всех жителей республики, заведомо «коллаборационистов и предателей», следует депортировать из Поволжья в другие районы… Была настоящая «буря», которая налетев, унесла с собой тысячи жизней, но это лишь часть мозаики…
На самом деле немцев на территории СССР было очень много, около 2,5 миллионов (многие, примерно полмиллиона, успели уехать до 1941 года, и этот факт советские люди стали рассматривать как предательство). Они проживали на всей территории государства: от Прибалтики до Ленинграда, от Молдавии до Грузии. Их судьба после 21 июня 1941 года была незавидна: их выселяли из родных домов и отправляли за Урал, некоторых, на которых были получены доносы, отправляли в тюрьму, маленьких детей разлучали с родителями, отношение к ним было крайне негативным… Что это было: следствие массированной пропаганды? Возможно, да…
Несмотря на такое отношение, многие этнические немцы вступали в ряды РККА и уходили на фронт сражаться за Родину, ту Родину, которую они знали и любили, и никто из сослуживцев не ставил под сомнение их патриотизм…Пропаганда - пропагандой, а человечность в людях никто не отменял…
Одним из таких был этнический немец, служивших в РККА, был Андрей Иосифович Соммер, или Флориан Соммер, как его нарекли родители, который смог построить фантастическую карьеру в РККА, исходя из своего положения.
Первая мировая и Гражданская
Андрей Соммер родился в Полтавской губернии в семье немца Юзефа Соммера. Интересно, что его мать, в девичестве Шиманская, была дочерью известного царского генерала, героя русско-турецких войн.
Андрей поступил сначала в Полтавский кадетский корпус, а потом - в Киевское военное училище, по окончании которого сразу отправился на фронт. Шла Первая мировая война…
На войне он отличился, получил несколько орденов (Св. Анны, Св. Станислава), стал комбатом 15-го армейского корпуса, несколько раз был ранен, попал в плен, депортирован в Германию, откуда вернулся только после революции.
В 1918 году Андрей Соммер вступил в ряды РККА, воевал на Южном фронте, опять был ранен, попал в плен к махновцам, бежал и снова стал командиром батальона, только теперь не царского, а «красного»… Какое-то время Андрей Иосифович был членом ВКП(б), но потом добровольно вышел из партии. Окончание Гражданской войны он встретил уже на Кавказе.
Перед бурей: служба в РККА до 1941 года
В 1920-1930-ые годы Андрей Соммер продолжал служить в РККА, закончил несколько военных курсов высшего комсостава (в том числе и знаменитый «Выстрел»), а в 1936 году Академию им. М. В. Фрунзе.
Во время «ежовщины» был арестован, обвинен в шпионаже, приговорен к расстрелу, который заменили на 15 лет лагерей без права переписки. Андрей Иосифович уже прощался жизнью, но, неожиданно, после ареста Ежова его реабилитировали.
В 1940 году Андрей Соммер был отправлен преподавателем в Орловское бронетанковое училище, в этом же году став начальником огневой подготовки училища с присвоением ему звания подполковника. В феврале 1941 года он начал преподавать на высших офицерских курсах.
Буря: служба во время Великой Отечественной войны
Войну подполковник Соммер встретил практически на границе: в деревне Котовск, что на границе с Молдавией, проходили учебные стрельбы легендарного Т-34… Он смог заблаговременно эвакуироваться, постепенно занимаясь организацией перевозки училища из Орла в Майкоп.
С 1942-го по 1943 год А. Соммер «кочевал» вместе со своим училищем (тогда он уже был начальником учебного отдела Орджоникидзевского пехотного военного училища) из региона в регион, пока наконец не был отправлен в Москву на курсы комбатов.
В августе 1943 года Андрей Иосифович переведен в действующую армию: служил на Воронежском, 1-ом, 2-ом и 3-ем Украинских, а также на 3-ем Белорусском фронтах. За это время он успел поучаствовать в освобождении родного ему Киева, форсировал Прут и Дунай, освобождал Молдавию и только потом был «переброшен» в район Кенигсберга (будущего Калининграда).
В 1945 году Андрей Иосифович командовал 89-ой танковой бригадой. Во время боевых действий в Восточной Пруссии он сумел отличиться: его танки следовали по шоссе Тильзит-Кенигсберг, однако на пути им встретился усиленный блокспост немцев у моста в Талпакен. Полковник не растерялся и обратился к командиру немецкого подразделения по-немецки, сказав просто, что «танки полковника Соммера следуют в Гросс-Скайсгиррен». Это было так естественно, что немцы, отдав честь, пропустили советские танки без единого выстрела… В результате деблокада шоссе произошла очень быстро и без потерь. За этот случай полковнику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Войну полковник завершил в Фишхаузене, а в июне ему было присвоено звание генерал-майора.
После бури: жизнь в Калининграде
После войны генерал-майор недолго оставался на службе, и уже в 1947 году он уволился по состоянию здоровья, но до этого успел побыть на должности командующего бронетанковыми войсками 11-ой гвардейской армии.
Жизнь закончил в Калининграде, можно сказать, практически на этнически родной земле, в 1966 году, где и был с почестями похоронен. Никто и никогда не вспоминал о его немецком происхождении и не ставил под сомнение его преданность Родине. От немца в нем была только педантичность. Как вспоминала его дочь, он «по жизни был педант и никаких опозданий вообще не допускал», наверное, поэтому и дослужился до генерала.
Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!
#историяроссии #россия #история россии #ссср #великаяотечественнаявойна