На каком месте в России по своему значению располагается культура? "На том лысом холме за пригорком, что после речки, которая течёт за лесом" - последует ответ. Если быть точным, на 20-той позиции. Ведь федеральный бюджет недвусмысленно даёт это понять, на развитие культуры выделены жалкие 163 млрд. рублей. Для сравнения можно привести цифры, означающие затраты на содержание аппарата президента, - 223 млрд. рублей. Действительно, управление делами президента, особенно последнее время, куда важнее, чем художники, композиторы, поэты... Пока "храмы искусств" стремительно ветшают, храмы же, на этот раз в прямом смысле этого слова, возводятся силами минобороны и росгвардии, и это отнюдь неудивительно, потому что росгвардия в результате распределения бюджета получает очень солидную долю, 300 млрд. рублей, а про министерство обороны я, пожалую, промолчу, поскольку определить, сколько именно тратится на армию в последнее время, решительно невозможно. Впрочем, точно гораздо больше, чем на скромные нужды культуры.
Но это только преамбула. С учётом того, что "денег нет, а держаться надо"(привет Дмитрию Анатольевичу), я полагаю, следует отказаться от бездумного финансирования картин российских режиссёров. По крайней мере, не давать государственные деньги тем, кто снимает развлекательные фильмы. Если режиссёр хочет и может снять фильм в стиле артхаус, то здесь, действительно, порой необходима поддержка. Ведь показать внушительные кассовые сборы, позволяющие окупить картину, на авторском кино не представляется возможным. Хотя, как правило, как раз у таких режиссёров нередко находятся частные спонсоры, которые готовы вложиться в фильм с глубинным смыслом. Например, Андрей Звягинцев для своего творчества находит финансирование и без государства. А уж режиссёрам развлекательных жанров, что называется, сам Бог велел обходиться без вмешательства министерства культуры.
1. Качество фильмов и так низкое.
Обычно расходуют средства на то, что хорошо сделано. Согласитесь, вы не станете платить за найденный на помойке нефункциональный шкаф, даже если он будет отливать свежим лаком. За халтуру платить не следует. Не жалко выделить деньги на проект, который характеризуется полезностью и своевременностью. Не будем голословны, возьмём условный, ничем не примечательный, кроме негативных отзывов и огромных денег, истраченных на него, фильм "Вратарь Галактики". Бюджет этого фильма составил 1 млрд. рублей, а кассовые сборы более чем скромны, всего 100 млн. рублей. Стоит картина такого низкого качества средств из бюджета? Очевидно, что нет. Призываю здесь мыслить прагматично.
2. Закрыт путь молодым и малоизвестным режиссёрам.
Если средства расходует государство, то оно особенно заинтересовано в том, чтобы эта трата была заметной. Мол, вот, видите, мы вложили деньги в искусство. Легче всего в таком случае направить средства из бюджета какому-нибудь уже широко известному режиссёру, который узнаваем в массах (почему-то у нас таким всегда становится Н.С. Михалков). Таким образом, молодых, ещё не прославившихся широкой публике художников, поощрять не надо; им ничего не достаётся. Ведь осваивать бюджет куда удобней с громкими именами. В таком случае пиар обеспечен, все будут знать, что Минкультуры не просто так существует на свете. Однако, если бы спонсировали киноиндустрию только негосударственные структуры, - бизнесмены, частные компании - то шансы на получения бюджета под фильм были бы равны и для уже известных в мире кино людей, и для только начинающих свой путь профессионалов.
3. Чем меньше бюджет, тем качественнее фильм.
Да, как ни странно, часто именно так и происходит. Даёт государство большой бюджет под картину, и фильм с треском проваливается, критика не может хранить молчание. А бывают и скромные по бюджету фильмы, однозначно заслуживающие внимание зрителей. А происходит это оттого, что актёры без звёздной болезни, равно как и режиссёры, сценаристы, работают с большим вдохновением. Они мечтают показать себя, наслаждаются каждой минутой на экране. Знаменитости, которых приглашают под бюджет Министерства культуры, играют свои роли пассивно, без азарта, без горящих глаз, что, несомненно, сказывается и на качестве самого фильма.
4. Не хватает средств на поддержание музеев и галерей.
Кино, кино, кино... Кроме киноиндустрии существует ещё и другая часть российской умирающей культуры, нуждающейся в срочном спасении. Музеи, если не брать петербургские и московские, устарели. Хотя почему это надо исключать петербургские музеи?! Достаточно сходить в музей "Арктики и Антарктики", чтобы убедиться в том, что "не всё в порядке в королевстве Датском". Экспонаты в таком дряхлом виде уже никуда не годятся, здание не ремонтировалось десятилетия. Городские власти неоднократно обещали перевести музей в более современное место, но это только обещания... А у Министерства культуры денег, чтобы помогать музеям, вообще нет, похоже и не будет. Разве не кощунственно в таких условиях расточать ласки в сторону кинематографа. Как мне кажется, сначала нужно организовать работу музеев должным образом, проблемы, как выясняется, существуют отнюдь не только в провинции, но и в мегаполисах. Понятно, что существуют и первоклассные частные музеи, но раз уж кое-что находится на государственном балансе, то с этим надо разбираться в первую очередь, потому что, если выход из ситуации не найдёт Министерство, то его не найдёт никто. В таком случае эти музеи умрут. Кино же как-нибудь протянет и без господдержки.
5. Нежелание развиваться.
Скажите, если мне государство выделяет огромные деньги под съёмку картин, я буду стремиться к самосовершенствованию? Думаю, что нет. Если киноиндустрия начнёт развиваться в соответствии с законами рынка, то конкуренция, ожесточённая борьба за место под солнцем заставят меня работать над собой, искать наиболее перспективных актёров. Я не буду из раза в раз набирать удобных мне актёров, а буду приглашать тех артистов, кто в будущем смог бы воспарить на Олимп киноискусства. Я всегда стану соизмерять свои действия с тем, как воспримет это мой зритель. Так и должно выглядеть кино в 21 веке, потому что никто не может рассчитывать просто так на миллиарды из бюджета страны, а потом отделаться какой-то халтурщиной.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.
Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях и поставьте лайк статье, если она вам понравилась. Без этого развитие канала невозможно.