История скандального концерта, про который ходят легенды.
Любое поколение рок-музыкантов (или таковыми себя считающих) нашего городка, а именно, провинциального Гомеля, считало своим долгом создать наш местный рок-клуб. При этом не особо интересовало, что было до того, т.е. как это пытались делать предшественники, ибо клуба не было, а значит предшественники не особо старались.
Амбициозное новаторство нашего поколения пришлось на начало 90-х, тем более, что сформировалось некое дружеское межгрупповое ядро, которое понимало, что вместе мы представляем собой нечто более сильное, чем инициатива одной отдельно взятой группы. Мы не просто дружили - мы сотрудничали, пересекались, некоторые музыканты играли на два коллектива, время от времени кто-то из дружеских групп приглашался на запись или концерт. Но всё это происходило почти подпольно, концерты были большой редкостью, жизнь в основном проходила на репетиционных точках и на т.н. "балке" - по воскресеньям мы тусили в скверике, где продавали и обменивались винилом гомельские меломаны. На одной из таких тусовок и был задуман совместный концерт, целью которого была презентация гомельского рок-клуба.
А для того, чтоб нашей инициативе придать хоть какой-то официальный статус, мы связались с существующими еще тогда комсомольцами, которым нужно было выживать в стремительно меняющемся мире и проявлять инициативы. Поэтому они рьяно взялись за организацию концерта. Вернее, как им всегда было свойственно, прекрасно имитировали бурную деятельность, а всей организацией фактически занимался я. Ну, груздем назвался - полезай в кузовок...
В качестве площадки мы выбрали концертный зал ГГУ им. Ф. Скорины, т.к. я очень дружил со студенческим клубом, был туда вхож и, хоть не был студентом, был там максимально своим. К тому же и комсомольцы с клубом контактировали и проще было взаимосвязать всю эту компанию, именуемую оргкомитетом. Аппаратуру договорились арендовать у самой на тот момент профессиональной группы "Артель", ребят, как мне показалось, заносчивых, но сговорчивых. При студии "Артель" играла ещё одна группа - "Легион", а потому одним из условий аренды аппарата было участие двух этих групп в качестве хэдлайнеров. Мы были в этом смысле не амбициозны ну ващще, а потому с радостью согласились, т.к. поиграть на высококачественном профессиональном аппарате - было большой на тот момент удачей.
Итак, список выстроился такой:
- Группа "Chemical Warfare", ставшая впоследствии известной как "Gods Tower", кстати, на сайте группы в разделе биография есть упоминание о концерте, о котором пойдёт речь.
- Группа "Легион";
- Группа "Артель".
Для того, чтоб концерт был разрешён и поддержан властью, пришлось его делать благотворительным и назвать "Рок - детям Чернобыля" , а средства от продажи билетов перечислить в гомельский дом грудного ребёнка. Для нас это было начинанием добрым, а потому никаких проблем не возникло. Дети - это святое. Днём концерта назначили 29 апреля 1991 года, к пятилетию чернобыльской трагедии.
Зал был забит почти по самое горлышко. Начинать первыми должны были мы, "Quo Vadis", поскольку играли довольно лёгкую музыку. Потом должны были трэшеры "Chemical Warfare", потом антракт, а во втором отделении два хэдлайнера. Но незадолго до концерта к нам попросились ребята с названием "Мандраж", мы, добрые, приняли их, но с условием, что откроют концерт они. Ну они, конечно, открыли... С тех пор всегда предварительно слушал всех потенциальных участников любых концертов, организацией которых когда-либо занимался. Это был жёсткий панк, очень агрессивный и крайне плохо сыгранный. Но, с другой стороны, на контрасте мы смотрелись прям как звёзды!
Перед выходом на сцену мне кто-то сунул банку домашнего вина, я отхлебнул около стакана и пошёл на сцену. В голове чуть загудело, но на качество игры это не повлияло - всё получилось хорошо. Реакция зала была очень доброжелательной, игралось легко.
Сыграв свои 5 или 6 песен, мы уступили место будущим звёздам, которые уже тогда благодаря гениальному гитаристу Саше Уракову и мощному барабанщику Саше Ховратовичу, звучали весьма уверенно, не смотря на ужасный уровень игравшего на басу вокалиста и фронтмена Владика Новожилова, который всегда был самым слабым звеном группы, даже сейчас его фальшивый мимонотный недогроулинг меня искренне бесит, ну да ладно - сейчас о концерте.
Кардинальный перелом концерта случился в антракте. Я тогда спешил поговорить со звукорежиссёром гомельского телевидения Женей Лапицким, чтоб после нашего удачного выступления обсудить с ним возможность записи передачи о группе. Зная, что Женя вышел покурить, я пошёл на улицу. Однако, подходя к выходу из зала, дверь резко распахнулась и в зал вбежала толпа коротко стриженных спортивно одетых молодых людей, частично вооруженных бейсбольными битами. Те, что с битами, побежали в зал, но и я не остался незамеченным. Меня сбили с ног и стали пинать. Приняв позу эмбриона, я сдерживал удары. Было больно, но бывало и больнее... В какой-то момент меня схватили за мои длинные волосы и вдруг резко отпустили, хотя вод звук "вжик" я не сразу понял, что это были ножницы. Толпа гопников ворвалась в зал и начала избивать зрителей...
Меня как-то быстро оставили. Я встал и вдоль стенки направился к сцене, полагая, что за кулисами безопаснее. По пути знакомая девушка из клуба дала мне носовой платок, потому что лицо моё было в крови. За сценой скопилась какая-то часть музыкантов и зрителей. Мы попытались сломать закрытую на ключ дверь, ведущую во двор и дверь в итоге поддалась. За кулисы гопники идти не решились. И вдруг на сцене зазвучала музыка! Мы крайне удивились. И осмелились направиться к сцене, где увидели неожиданную картину: Гопники возле сцены вскидывали руки и танцевали под "Группу крови" Цоя, которую исполняла "Артель". Что-то ещё звучало Цоя - я уже и не помню...
Хорошо помню, как успел у звукорежиссёра забрать аудиокассету с концерта (концерт записывался!), а придя побитый домой, я включил запись и балдел от того, как классно мы сыграли. И уже не так всё болело, и не жаль даже было, что всё так случилось. Было осознание, что мы делаем классную музыку, а то, что на тусовку пришлось идти с новой причёской - это было очень трогательно, когда завидев обновлённого меня с синяком на лице, толпа коллег зааплодировала.
Позже этот концерт стал в истории гомельской рок-музыки легендарным. Молодым музыкантам про него него рассказывали легенды, как про одно из значимых событий, хотя, бесспорно, он таким и был.
#рокклуб
#музыка в гомеле
#quo vadis
#gods tower