Как-то нам, студентам-старшекурсникам, преподаватель дал задание поразмышлять на тему «Русский язык: вчера, сегодня, завтра». В самом деле: почему сегодня студенты филологического (!) факультета удивляют своей безграмотностью? Впрочем, за ответом нам придется идти не в вуз, а в школу, – корни проблемы именно там…
– Дети не хотят учить правила, – жалуется знакомая, проходящая педпрактику в гимназии. – Контрольный диктант половина класса написала на двойки. Что делать? Назначила работу над ошибками. Так ни один ученик на занятие не пришел…
Школьники не воспринимают предмет всерьез: «Больно нужен нам ваш русский язык!» Учителя отмечают, что за последние 5–7 лет грамотность среди учеников средних и старших классов упала почти вдвое, – там, где раньше делали от 7 до 9 ошибок, сейчас уже от 14 до 18!
В большинстве вузов особого внимания русскому языку также не уделяется. На факультетские диктанты преподаватели берут тексты для девятиклассников: педагогу это на руку. С таким-то материалом не справиться студентам последних курсов? Подружка-студентка часто жалуется: «Я здесь деградирую, замечаю, как тупею, забываю правописание многих слов». Хотя она много читает.
О каком совершенствовании может идти речь? Действительно, полная деградация.
Во время творческого сочинения сосед по парте, студент-отличник, спрашивает: «Как правильно пишется слово “стажироваться”?» Студент-практикант с факультета журналистики пишет «абшарпонный» – вместо «обшарпанный». И так далее, и так далее…
Если человек не получил необходимые знания в свое время в школе, то без самообразования в университете шансов получить эти знания немного.
Сегодня молодое поколение живет в виртуальном мире – в аськах и чатах слова коверкают и искажают почем зря. Даже когда готовишь в номер статьи молодых авторов, то и дело встречаешь «здрасьте», «лана», «ага», «пжалста».
Наблюдается еще одна тенденция (в особенности она проявляется в Интернете): как слышится, так и пишется. Отсюда масса грубых ошибок. И как же обучить подростков «великому и могучему», если даже часы преподавания русского языка и литературы сокращаются, если дети не читают хорошей литературы?
Еще одна из самых заметных проблем – стремление к сокращениям. Не говорю об устной речи: мы давно употребляем слово «щас» вместо «сейчас», «на пять сек» вместо «на пять секунд». Все эти «преобразования» связаны в основном с фонетическими процессами, происходящими в живой речи, а также со стремлением человека в жизни сокращать все до минимума с целью сохранения времени. Особенно наблюдается это в современном сленге. Взять, к примеру, такие популярные средства общения, как интернет-мессенджеры. Ведь там на каждом шагу можно увидеть эти самые сокращения: «тя», «короч», «мб», «тока» – список можно продолжать бесконечно. С одной стороны, ничего странного в этом нет: молодежный сленг имеет право на существование, как и любой другой сленг, и при грамотном использовании проблем в употреблении лексики, как правило, не возникает. Но многие ли способны на это «грамотное использование»? Вот потому-то все эти сокращения и прочие «коверканья» слов порою приводят к безграмотности и уродованию языка.
Сегодня русский язык находится в тяжелом положении. Безграмотность и общее бескультурье принимают катастрофические масштабы. Прислушайтесь к языку обычного человека – и поймете, насколько он беден и убог. Но стоит обратить внимание и на ведущих политиков, журналистов, которые тоже выражаются с экранов телевизоров и газетных полос языком далеко не литературным. Газетно-журнальный стиль опустился до языка улиц и подворотен. Интернет заполнен помесью англицизмов, жаргона, сленга, нарочито грубых ошибок, мертворожденных соединений из кириллицы и латиницы, аббревиатурами и прочими сокращениями, а мат и непечатные выражения того и гляди станут неотъемлемой частью речи не только разговорной, но и письменной.
Нужно что-то с этим делать…
Автор: Анастасия ПЕСТЕХА
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!