В своих воспоминаниях генерал-полковник П. Кабанов, возглавлявший в годы войны железнодорожные войска, пишет: «…железнодорожные войска в течение войны восстановили и построили 127 тысяч километров железнодорожных путей, 2756 мостов, 46 тоннелей, 7990 станций и разъездов, 182 паровозных депо…»
25 апреля ветераны войны железнодорожных войск вспоминают и отмечают по давней традиции как памятный день, как праздник. Дело в том, что в 1945 году в этот день, ровно в 18.00, в Берлин вошел наш первый мирный паровоз.
В апреле 45-го шли тяжелые кровопролитные бои за Берлин, и, чтобы избежать ненужных жертв, необходимо было срочно подтянуть резервы, в первую очередь тяжелую артиллерию. Для решения этой задачи 29-я железнодорожная бригада генерала В. Рогаткова в кратчайшие сроки восстановила разрушенную линию Кюстрин – Берлин.
25 апреля в 15 часов взвод лейтенанта Владимира Олейника первым достиг входных стрелок станции Берлин – Лихтенберг. А в 18.00 на станцию прибыл наш первый состав, который привела паровозная бригада в составе машиниста старшего сержанта А. Лесникова, его помощника младшего сержанта П. Клевацкого (кстати, нашего земляка) и кочегара рядового В. Дмитриева. На телеграмму, сообщившую об открытии движения поездов до станции Берлин – Лихтенберг, Маршал Советского Союза Г. Жуков наложил короткую, но емкую резолюцию: «Молодцы!»
Один из героев-ветеранов этого памятного события, старший сержант в отставке Андрей Лесников, живет в поселке Глубокий Ростовской области и, как все ветераны войны, готовится отметить 65-летие Великой Победы.
Ветеран хорошо помнит тот день, когда привел поезд на станцию Берлин – Лихтенберг, как по дороге состав неоднократно обстреливался фашистами. Сколько подобных обстрелов пережил он за годы войны! Однажды в 1942 году под Новочеркасском его паровоз был разбит прямым попаданием авиабомбы, и Лесников чудом остался жив. С группой воинов-железнодорожников принял бой с десантом противника на забитой эшелонами станции. А потом на маневровом паровозе, пренебрегая опасностью, сумел освободить главный путь для нашего бронепоезда, неожиданно ударившего по десанту с фланга. В Гудермесе Лесников получил новый паровоз и уже на нем вывез со станции Орджоникидзе из-под обстрела гитлеровцев сразу два эшелона с ранеными. Тогда он получил свою первую боевую награду – медаль «За отвагу».
Андрей Егорович здоров, насколько позволяет почтенный возраст, но вот приехать в Москву, чтобы отправиться, как несколько лет назад, на Поклонную гору, на празднование Дня Победы, на прием к министру путей сообщения, командующему железнодорожными войсками, ему уже сложно – ноги побаливают. Поэтому праздники первый машинист победы собирается встречать в родном поселке…
Ильяс ГАЛЕЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!