Есть мнение, — сейчас оно высказывается на Западе, — что употребление человеком в пищу мяса излишне обременяет биосферу. Ибо скотоводство подразумевает введение между потребителем и фотосинтезирующими продуцентами биомассы переходного звена, снижающего КПД примерно на порядок. Растениеводство требует меньшей площади.
Это очень интересное мнение, однако, растениеводство, как его традиционно понимают люди, само по себе идея спорная. Ибо «вторая природа» в данном случае создаётся по образцу первой, но сухопутной. На суше же, как легко видеть, суммарная масса растений на два порядка выше массы животных. В море же ситуация обратная: растения поддерживают десятикратно большую по массе пирамиду консументов.
...Секрет тут в скорости прироста биомассы. В современном море 99% работы по фотосинтезу осуществляют одноклеточные водоросли, удваивающие — при наличии света и удобрений, а также отсутствии давления потребителей, — свою массу каждые четыре часа. На суше же основная биомасса растений — деревья, консервирующие в своих стволах углерод на столетия.
То есть, если уж что-то выращивать, то хлореллу, содержащую, кстати, 50% белка и 30% жира. Вакуоль с которым обеспечивает водоросли нулевую плавучесть. Производство пищи при такой постановке вопроса практически не потребует места, ибо с плантации можно снимать несколько урожаев в день.
...Как-то так себе и представляла решение продовольственной проблемы научная фантастика 50-70 годов прошлого века. Предполагалось, что баки с хлореллой на космическом корабле позволят обеспечить экипаж и пищей, и кислородом. Хотя… и фантасты уже чувствовали, что где-то тут должен скрываться подвох.
Подвох вскрылся тогда же — в прошлом веке. Хлорелла, — как и прочие одноклеточные водоросли, — не питательна для человека, просто потому что наши сухопутные ферменты не рассчитаны на расщепление её белков. Однако, есть же, — это безо всякой хлореллы многих пугает, — генная инженерия…
На данном этапе развития генная инженерия не сильна исправить ситуацию, так как решение задачи требует полой замены состава тканей водоросли при условии выполнения ими прежних функций и прежней же «стоимости» производства для одноклеточного организма. Более того, есть основания полагать, что в такой постановке задача просто неразрешима. Подогнать белки под наличествующие ферменты не получится.
Другой вариант предполагает введение между человеком и водорослью «промежуточного звена» в виде животного, способного перерабатывать одноклеточную биомассу. Но этот вариант уже реализован в форме, например, аквакультуры двустворчатых моллюсков, — рыбы, как правило, не способны питаться фитопланктоном непосредственно, и нуждаются в ещё одном связующем звене — зоопланктоне.
В связи с потрясениями мирового порядка и платформы каналу требуется поддержка: ЮMany 4100 1168 3178 5907
...То есть, варианты есть, но ни в одном из них чуда не происходит. Объёмы пригодной в пищу для человека биомассы с гектара не бьют рекордов, так как упираются в скорость роста «промежуточного звена» и в способности этих животных собирать фитопланктон.