В ряду замков старинного огнестрельного оружия — обычно, между фитильным и колесцовым, — традиционно упоминается замок тёрочный, — действительно, знаменующий эпохальный прорыв в военном деле, но настолько редкий замок, что дошедший до наших дней в единственном экземпляре. «Оружие монаха» — уникальный пистолет с тёрочным замком — в настоящий момент хранится в Дрездене.
Ну как, «пистолет»? Для выстрела из данного устройства требовались две руки, так что, с пистолетами «оружие монаха» роднит лишь отсутствие приклада. Как, кстати, и рукояти в любой форме. Происхождение же артефакта неизвестно, — но по легендам оно английское. По технике же обработки деталей можно предположить, что изготовлен пистолет в конце XV века.
Оружие состоит практически только из ствола, длиной 375 мм и калибром 16 мм, но интересен, как отмечалось выше — замок. Который состоит из подпружиненого куска пирита и длинного огнива — рифлёной железной полосы. При оттягивании напильника назад, высекаемые огнивом искры воспламеняли порох на полке.
...То есть, замок уже включал полку для пороха — образцы огнестрельного оружия начала XV века отличало её отсутствие, — воспламенение производилось трением запольной свечи о запальное отверстие. Включал он и пружину. Что уже подразумевает механизм, идеологически близкий к появившемуся на рубеже XV-XVI веков колесцовому замку. С той лишь разницей, что в последнем движение огнива не было продольным. Искры из пирита высекало вращающееся второй пружиной рифлёное колёсико.
Можно предположить, что тёрочный замок появился несколько позже замка фитильного, как реакция на недостатки последнего. Необходимость поддерживать тление фитиля и невозможность произвести выстрел, если фитиль погаснет, очень существенно ограничивали возможности применения оружия… И, кстати, если фитиль гас, для того, чтобы снова разжечь его, требовалось использовать огниво, состоящее из стального напильника и куска пирита. Очевидным решением казалось исключение промежуточного звена — фитиля, — и интеграция огнива в замок.
В связи с потрясениями мирового порядка и платформы каналу требуется поддержка: ЮMany 4100 1168 3178 5907
Но если решение очевидно, то почему воплощение ограничилось единственным (скорее всего, не единственным, однако, не суть) экземпляром? Потому что, по состоянию на конец XV столетия оно устарело морально. Фитильный замок, также располагая одной пружиной, — то есть, при сходной сложности, — предполагал использование спускового крючка. Оружие можно было снабдить прикладом или же пистолетной рукоятью, если предполагалась стрельба с одной руки. Распространению тёрочных замков помешало как их неудобство, так и скорое появление колесцовых замков — более сложных, но и не имеющих недостатков тёрочного.