26 летчиков-штурмовиков погибли в один день один за другим во время учебного полета. Об этом никогда не писали советские газеты, никто из современных журналистов не проводил исследований по этому поводу.
Об этом вообще бы все забыли, если бы недалеко от Берлина в городке Потсдам не был установлен мемориал, за которым до сих пор ухаживают местные жители. И установили его вовсе не советские власти, а простые немцы, которые еще по рассказам родных помнят о той трагедии.
Начало холодной войны
Не секрет, что в Германии после Великой Отечественной осталась наша группа войск, которую вывести оттуда распорядился когда-то Горбачев в качестве жеста доброй воли. Это был 1951 год, когда бывшие союзники по антигитлеровской коалиции готовы были начать холодную войну против СССР.
В это время уже шла Корейская война, где советская авиация противостояла американской и их союзникам. Расслабляться Советскому Союзу было нельзя. Америка не скрывала своих планов уничтожить Союз, хотя, кажется, недавно американцы боролись против фашистов наравне с советскими людьми.
Ил-10 сменил Ил-2
Конечно, нужно было готовиться к тому, что холодное противостояние вполне могла превратиться в горячее. И Советская армия готовилась к такому сценарию. Краснознаменный полк ордена Кутузова расположился недалеко от Берлина.
Полк был авиационный, сформированный в 1941-м году. Летчики прекрасно зарекомендовали себя в войне с Гитлером – одних только Героев Советского Союза в полку было 14 человек.
Все четыре года войны летчиками использовались штурмовики Ил-2. Новый самолет Ил-10 был улучшенной моделью Ила, и появился у военно-воздушных сил Советского Союза еще весной 45-го.
Трагедия
То есть к 1951-му году машина для советских летчиков новой не была. За 6 лет все ее возможности и недостатки были хорошо изучены, и она сменила Ил-2. В апреле по плану должен был состояться тренировочный полет, и в небо поднялся весь полк. Возглавлял его командир полка Гаврась.
Как раз в этот день началась гроза. Вполне вероятно, что метеосводка у командира была, именно поэтому тренировку и решено было проводить в тот день.
Небо заволокло сплошными черными тучами, а затем начался не только град, но и пошел снег. И вдруг люди на земле увидели, что советские штурмовики вылетают из грозовых облаков, и один за другим падают на землю.
Всего упало 13 самолетов, в каждом из которых находились по два летчика. Местные немцы бросились к месту катастрофы, и попытались спасти кого еще было можно спасти.
О том сколько всего было самолетов, и скольким советским летчикам удалось удачно приземлиться, доподлинно неизвестно. Погибших хоронили местные жители, и также неясно принимали ли участие в этом представители ВВС СССР.
Но Сталину об этом необходимо было доложить. По некоторым свидетельствам Иосиф Виссарионович вызвал к себе нескольких маршалов. Один из них – К.А. Вершинин был тем человеком, чьи подчиненные погибли.
На удивление, Сталин не стал метать громы и молнии, просто спросил, сколько человек погибло, и сказал, что этих людей ему очень жаль. Вершинину тоже удалось избежать репрессий, и даже сменить должность командующего ВВС в Германии на кабинет замминистра.
Обо всем этом никаких подлинных документов нет, но слухи о том, что такой разговор Сталина с маршалами был, всегда ходили, и распространялись они теми, кто якобы был свидетелем тех событий.