Мы живем в мире, где у работодателей и сотрудников, клиентов и исполнителей появляются конфликты в отношениях друг с другом.
Их возникновение связано в основном с тем, что стороны нарушают договоренности или не соблюдают свои права и обязанности.
Так происходит, потому что люди не умеют вступать, вести и быть в деловых отношениях. Нас этому никто не учит.
Колледжи и высшие учебные заведения дают профессиональные знания необходимые для каждой специальности, но как их применять, развиваться, договариваться и выполнять взятые на себя обязательства мы учимся путем проб и ошибок или у родителей и знакомых.
Примерно также мы вступаем в мужско-женские и семейные отношения. То есть, как принято в культуре, инстинктивно или так, как себе представляем.
Не буду останавливаться на этом в статье, но то, что такой подход не дает результаты, мы видим по статистике разводов, семейных конфликтов, а что касается деловых отношений, то по уровню удовлетворения работодателей и клиентов с одной стороны и исполнителей и сотрудников — с другой.
Как нужно предотвращать такие проблемы, надеюсь, читатель догадывается сам, так как это исходит от специфики причины. Со своей стороны я освещу данную тему в следующих публикациях.
В этой статье я расскажу подробнее про деловые отношения и их специфику.
В этом вопросе важно разобраться, так как много проблем возникает в том числе из-за того, что люди не умеют разделять их от личных, дружеских и семейных.
Деловыми называются те отношения, в которые люди вступают для обмена товара, работы или услуги на деньги.
Одни платят деньги за решение своей проблемы или удовлетворение определенных потребностей. Другие вступают в деловые отношения, чтобы заработать деньги.
В том числе, деловой мир — это то место, где мы можем удовлетворить потребность в реализации своего таланта, получении социального статуса, принадлежности к группе, согласно пирамиде Маслоу.
Основа деловых отношений — контракт, договоренность, договор.
Залог успешных деловых отношений — соблюдение договоренностей или выполнение обязательств.
В них нет места обидам, отговоркам и другим моделям поведения, которые характерны личным отношениям. Люди к ним прибегают с целью ухода от ответственности. Но у нас в культуре, на этот счет есть специальное выражение: «ничего личного, только бизнес».
То есть, для успеха в деловых отношениях человек должен уметь вступать, вести и взаимодействовать в них до истечения срока договора.
Чтобы успешно вступать в отношения, люди должны уметь правильно:
- выбирать исполнителя или плательщика;
- определять предмет договора;
- согласовывать ТЗ, проект, характеристики товара или услуги;
- обозначать и согласовывать права и обязанности;
- определять, обосновывать и согласовывать стоимость и сроки предоставления услуги или товара;
- и так далее.
Также, на этапе заключения контракта важно правильно определять свои возможности, учитывать риски, ресурсы и уровень компетенций, а если вы руководитель, то и уровень компетенций команды.
Для выполнения обязательств по договору исполнителю важны не только профессиональные знания, но и навыки:
- планирования, расставления приоритетов;
- получения и постановки задач;
- взаимодействия с другими участниками проекта;
- самоконтроля и контроля команды;
- и так далее.
Помимо навыков и знаний, для выполнения обязательств по контракту стороны должны обладать такими качествами, как честность и ответственность, смелость и решительность, дальновидность, нацеленность на результат, пользу и так далее.
Подробнее об этом я рассказываю ученикам Центра Делового Образования.
В нем мы не просто даем знания, но и разбираем проблемы на конкретных примерах, чтобы люди поняли и научились.
А качества, написанные выше, тренируются за счет специальных упражнений и методов взаимодействия во время прохождения обучения.
И напоследок, много конфликтов и неудовлетворенностей в деловых отношениях возникают по причине того, что люди не умеют обозначать границы своей власти и ответственности, а также определять и соблюдать границы власти и ответственности других людей.
Причина таких проблем кроется в нашей культуре. Но это уже тема другой статьи.