Не секрет, что в стародавние времена выгодную партию для своих детей выбирали родители. Чаще всего с помощью свах, которые знали всю подноготную потенциальных претендентов: кто обеднел, кто спустил все состояние в казино, кто любит прикладываться к бутылке, у кого должность маленькая, а у кого привычка ходить по девкам. Брак в дореволюционной России рассматривался, как юридический союз, от которого обеим сторонам должна быть выгода.
Например, богатые вдовы могли себе позволить повторно выйти замуж за молодого симпатичного повесу с небольшим жалованьем. Девушки-бесприданницы обещали своим будущим мужьям кроткий нрав и послушание, обедневшие дворяне искали в невесты купчих или зажиточных крестьянок, суля им в обмен на деньги титул.
Разводов, конечно же, было крайне мало. И дорого, и репутацию никто себе портить не хотел. Да и когда на кону стоит не любовь (которая, как известно, живет два года), а юридически выгодный союз, никто в здравом уме не будет его просто так расторгать. Но случалось всякое. При не слишком высокой продолжительности жизни и мужчины, и женщины могли рано овдоветь, а доживать остаток дней в одиночестве мало кому хотелось.
Тогда снова обращались к профессиональным свахам. Теперь уже не через родителей, а самостоятельно. Но с развитием типографской промышленности и популярности фотомастерских появился еще один способ, позволяющий найти себе пару для жизни. Речь идет о газетных брачных объявлениях, которые стали особенно популярными на заре 20-го века. Этакий дореволюционный "Тиндер", намного более медленный и намного более серьезный.
Сейчас все эти объявления о знакомствах кажутся чуточку наивными. Люди без прикрас говорили о себе и четко заявляли те параметры, которые бы они хотели видеть в спутнике жизни. Никаких обманов, фотошопа и желания казаться лучше, чем ты есть.
Кстати, невест больше было в Москве, а вот женихов в Питере. Поэтому каждой весной наблюдалась любопытная миграция. Мужчины из Петербурга собирались в турне весело провести время на московских балах. Ну а если не удавалось найти там пару, всегда можно было оставить брачное объявление в газете.
Кстати, уже тогда люди поняли, что на звучные заголовки "клюют лучше", поэтому изощрялись, кто во что горазд.
Анонимам (как и сейчас) отвечать желанием не горели, объявления с фотографиями повышали вероятность быстрее найти себе пару. Некоторые объявления были прямо кладезем самоиронии. Например, один из мужчин прямо признался, что не будет лгать: и пьет, и курит, и гуляет, и зарплата не ахти.
Правда, все эти пороки у него присутствуют в меру, и зато он хорош собой. А если встретится ему на пути какая-нибудь миловидная шатенка, то готов и остепениться, ради "высоких отношений". Главное, чтобы у этой шатенки деньжата водились.
В объявлениях указывалось все: от параметров фигуры и цвета глаз, до образования и политических взглядов. Чем больше информации, тем лучше.
За саму подачу объявлений редакция брала немалые по тем временам деньги: от рубля до трех (в зависимости от количества строк). Каждому объявлению присваивался порядковый номер, связь с претендентами могла осуществляться через саму редакцию либо через почту.
Поначалу брачные объявления публиковались на последних полосах популярных изданий. Но вскоре ажиотаж на рынке знакомств стал настолько высоким, что, начиная с 1906 года, появилась отдельное издание под названием "Брачная газета". Еще чуть позже появились аналоги этого издания, выходившего огромными тиражами вплоть до 1917 года, пока не грянула октябрьская революция.
В советское время, в газетах, конечно, тоже были объявления о знакомствах. Но все они уже были лишены шарма, прямоты и непосредственности дореволюционной эпохи.