Найти тему

«Если видишь на картине…». Как проходят уроки рисования в школе?

— Сколько лет в школе учат рисованию? — С первого по восьмой классы. В советские времена было на год меньше. В старых советских ­программах было так: в начальной школе ребята учились понимать, что такое предмет, как его изобразить на плоскости, составить из простых геометрических фигур более сложные и их нарисовать. Эти занятия есть и сейчас. К ним добавляется информация о том, что такое композиция, что такое построение предмета от пятна или от линии. Учитель придумывает задание на развитие воображения. В первом классе учимся видеть, наблюдать, зарисовывать то, что увидели, переносить на бумагу свои эмоции и чувства. Видеть цвет, знакомимся с понятием цвета — теплого или холодного. — Можно привести пример задания на развитие воображения? — Учитель предлагает ребенку нарисовать на листе цветовое пятно произвольно, используя две-три краски. Затем пофантазировать и дорисовать образ или целую композицию, которая родилась в голове. Подобные задания были и в советское время. — Начальная школа окончена, что дальше? — В средних классах все серьезнее. В пятом классе начинаем знакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства. В шестом классе изучаем портрет, начиная с Древнего Египта и Античности. Выясняем, что такое пропорции лица и как их перенес­ти на бумагу. Идем от простого к сложному. Дети начинают с шаржей, простых схематических ­портретов. Заканчивается этот цикл созданием портрета известной исторической личности. В восьмом классе изучаем основы разных видов дизайна. Школьники придумывают тему и создают в группе газету или журнал. Также они знакомятся с профессией художника-декоратора. — Серьезно. В советской средней школе я и не слыхивал про исторические портреты. — А я помню, как в пятом классе нам ставили натюрморт, и мы знакомились с понятиями «свет и тень», «форма», пытались все это изобразить. В современной школьной программе появилось больше вариантов изучения различных техник. Прежде было два вида техники — карандаши и акварельные краски (с упором на краски). Сейчас мы используем много техник и материалов — восковые мелки, аппликацию, лепку, граттаж и так далее. Это хорошо. Потому что не все могут взять в руки карандаш и создать шедевр, не всем нравится детально работать над рисунком. Работа с разными материалами и в разных техниках дает детям больше возможности самовыразиться. Учитель должен показать техники с помощью своего умения и демонстрации иллюстративного материала. В том числе на компьютере. Попробовав различные техники, любой ребенок понимает, что он может сделать что‑то красиво. Расчет на то, чтобы ребенок почувствовал себя успешным в какой‑то технике или виде изобразительного искусства. — Много ли по‑настоящему желающих заниматься рисованием? — Немного. Не скажу в процентах, но количество таких желающих постоянно уменьшается. Несмотря на доступ к разным техникам. — В чем вы видите причину? — Дети стали меньше фантазировать. Многие ребята берут образы из компьютера, а не из души. Сравниваю рисунки детей начала 2000‑х годов, когда я начинала преподавать, и современные. Интересных работ стало меньше, хотя самородки по‑прежнему встречаются. Но их всегда было немного. — Фантазию ограничили компьютеры? — Думаю, что это так. Дети стремятся упростить свою жизнь. Зачем что‑то придумывать, когда можно открыть экран, быстро найти картинку и ее срисовать. — Так, может, обучать детей сразу компьютерному дизайну? — А как это скажется на их психике, на их зрении? Они и так очень много времени проводят за компьютером. Понятно, что современный мир немыслим без компьютера и Интернета. Но живое рисование, живое творчество, живое общение должны быть. — Я слышал выражение в применение к школьникам — «поставить руку». Уместно ли такое ­обучение для совсем юных, не думающих о карьере художника? — На мой взгляд, уместно. Причем с первого класса. Компьютер — это когда работают только два пальчика. Во время рисования работает вся рука. — Эстетика комиксов, например манга, влияет на рисование детей? — Не возьмусь рассуждать на эту сложную тему. Замечу только, что ребята используют образы, увиденные ими в современных мультфильмах и компьютерных играх. Но и раньше мультяшные персонажи занимали умы детей. Те, кто не любит рисовать, предпочитают изобразить персонажа из игры «Майнкрафт», там сплошные кубики и квадратики. Все время, начиная с третьего класса, призываю: ребята, придумайте что‑нибудь самостоятельно. — Сейчас много мест, где дети могут заниматься рисованием в вечернее время. Это не мешает вам учить тех, кто такие занятия посещает? — Нисколько. Учителя рисования преподают очень по‑разному. Это зависит от их личных пристрастий — живопись, графика, прикладное искусство. Все видят уроки по‑разному: кто‑то пойдет на улицу и покажет, как трамвай рисовать (если есть возможность), другой учитель в классе нарисует, а третий на компьютере покажет. — Какой способ вам ближе? — Рисование рукой. — А по художественным музеям надо с детьми ходить? — Надо, но поход в музей возможен при совместном участии классного руководителя и родителей. За 45 минут невозможно доехать до музея и провести экскурсию. Организация таких событий вещь достаточно сложная. — Конкурсы детского рисунка полезны? — Конечно, полезны, дети имеют возможность показать свои способности, самовыразиться не только в школе. Другое дело, что количество конкурсов сейчас сильно увеличилось. В школу приходит много приглашений поучаствовать в конкурсах — от районного до общенационального масштаба. Темы могут быть самыми разными — памятные даты, праздники, в том числе народные. Честно говоря, обилие конкурсов отвлекает от основной школьной программы. — Какой выход? — На уроке мы кратко обсуждаем, что можно нарисовать для конкурса, иногда делаем эскизы. Но основную работу дети делают либо дома, либо на внеклассных занятиях. — Поговорим об оценках. Помню, в советской школе было строго: не дано тебе рисовать — получи «три с минусом» по итогам учебного года. Но рисование не арифметика, не таблица умножения. Можно ли сейчас так оценивать успехи или неудачи по рисованию? — Мы предпочитаем оценивать не качество (скажем так) рисунка, а старание человека. У ребенка может не получаться, но он старался. Получилась «краказяба», но он старался. Пять я ему не поставлю, но четверку он заслужил. — Вы окончили?.. — Факультет изобразительных искусств Герценовского университета. — Он заточен на подготовку учителей рисования. Не было желания пойти в свободные художники? — Не было. До университета 7 лет отработала учителем начальных классов. Рисовать любила всегда, поэтому и поступила на данный факультет. Кстати, рядом со мной учились много таких студентов, будущих педагогов. — Если бы вы могли изменить программу уроков рисования, что бы вы сделали? — Убрала бы избыток информации. Больше бы рисовала вместе с детьми, развивала их фантазию. Информация интересна и полезна, но кому‑то 5 минут хватает на рисунок, а другому и всего урока мало, чтобы себя выразить. — Можно ли увлечь рисованием или этот интерес от природы? — Думаю, что можно. Все зависит от таланта преподавателя. Он должен быть увлечен, и тогда дети увлекаются. Не всегда мне это удается. Урок на урок не приходится. Современные дети на скрывают эмоций, прямо высказывают свое мнение. Например: «Мне, Татьяна Анатольевна, это неинтересно. Можно я порисую что‑то другое?». Или наоборот: «Мне интересно, я этим займусь». — То есть каждый урок — это бой за рисование? — В некоторые классы я иду с таким чувством. — Наверное, в седьмой? — Да, переходный возраст. Убеж­даю подростков, что рисовать нужно. — Для чего нужно рисовать тем, кто не собирается быть художником? — Важно держать в руках предмет, которым можно рисовать. Деятельность кончиков пальцев напрямую связана с развитием мозга. Иначе зачем младенцам с первых дней жизни дают погремушки? Рисование развивает воображение, внимание. Уроки творчества учат ребят наблюдать, анализировать, создавать своими руками что‑то новое, свое. Все это пригодится в жизни любому человеку.