Найти тему
Абзац

Превосходство в духе: 45 лет назад совершил первый полёт МиГ-29

Если бы среди пилотов мира устроить голосование за самый русский самолёт, уверен, истребитель МиГ-29 победил бы с большим отрывом. Потому что нет на свете другой машины, в которой бы воплотилось столько черт русского характера: красивая, надёжная, с трудной судьбой.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: ТАСС / Владимир Яцин
Фото: ТАСС / Владимир Яцин

Истребитель создавался для завоевания превосходства в воздухе на небольшом участке фронта. То есть взлетел – увидел – победил. Таким он и вышел.

Первый опытный образец поднялся в воздух 6 октября 1977 года в Москве в обстановке строжайшей секретности. Управлял машиной герой Советского Союза, испытатель Александр Федотов.

Генконструктор ОКБ имени Микояна Ростислав Беляков помнил горький опыт Великой Отечественной войны, когда немецкие асы жгли наши истребители прямо на аэродромах. И создал гениальный самолёт: для экономии времени он мог взлетать с полной боевой нагрузкой на одном двигателе, а уже в воздухе включать второй. Или воевать с одним, когда второй отказывал.

Самолёт создавался в условиях американских санкций, закрывших нашей промышленности доступ к мировым ноу-хау. Пришлось самостоятельно создавать не имеющую аналогов электронную «начинку» – от бортового компьютера с системой интеллектуального управления боем до локатора, который обнаруживал воздушные цели как в свободном пространстве, так и на фоне земли.

Поскольку наши конструкторы мало знали о возможностях американских истребителей, машину сделали с «запасом» – завышенными аэродинамическими характеристиками.

Истребитель получил новейшие катапультные кресла, которые гарантировали пилотам выживание на любой высоте и при любой скорости.

В США к советской новинке отнеслись сначала скептически – один из советских инженеров, завербованный ЦРУ, выдал американцам секреты самолёта, и они были уверены, что смогут «гасить» его электронику прямо в воздухе.

Но ЦРУ переиграли сами себя – в конце восьмидесятых наши инженеры поменяли в самолёте всю электронику. И уже в ходе войны в Ираке в 1991 году МиГи преподнесли американцам неприятные сюрпризы, сбивая в воздушных боях самолёты НАТО.

В середине 1990-х ВВС Германии решили устроить учебные бои МиГ-29, доставшихся им от авиации ГДР, со всем авиапарком НАТО. Результат был обескураживающим для западных генералов. Благодаря манёвренности самолёта и шлему пилота с прицелом МиГ-29 сбил все истребители F-15, F-16 и Mirage 2000С.

Раздосадованные американцы тогда засекретили информацию об этом испытании. Сведения о позоре всплыли в немецкой прессе три года спустя – после того, как Египет провёл такой же бой, по результатам которого отказался от закупок американской авиации.

Сами американцы тихой сапой стали закупать российские катапульты, которые и сейчас стоят в каждом их самолёте – на случай встречи в небе с русскими.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.