Без них Рим 3-го века был бы иным. Сестры Юлия Домна и Юлия Меса родились в Сирии; первая - мать императора Каракаллы, вторая – бабка императоров Гелиогабала и Александра Севера. Еще две Юлии, Соэмия и Мамея – дочери Месы и, соответственно, матери Гелиогабала и Севера. Из провинции – на самый верх; каждой удалось порулить империей. Они умели управлять мужчинами и даже храбро воевали сами. Почему удача утекла сквозь пальцы?
Домна
Красивая, веселая, остроумная интриганка и притворщица. Мужчины на таких западают. Эта Юлия убедилась в силе своих чар еще живя в сирийской Эмесе; но что такое провинциальная Эмеса, когда на западе стоит великий Рим? Собрала девушка вещички и двинулась покорять столицу.
Она знакомится с военачальником Септимием Севером. Тому астрологи предсказали великое будущее; сирийка Юлия тоже умеет гадать, в унисон со звездочетами напевает Северу о его счастливой судьбе. Он внимает, млеет – и женится на Юлии. Потом убивают плохого императора Коммода, потом не самого плохого Пертинакса. Север ведет на Рим свою армию, якобы мстить за последнего. Войска объявляют Септимия императором, поскольку любят и уважают – суров, но справедлив. Столица встречает его цветами, венками, кострами с благовониями. Юлия Домна получает титул августы и прочие почести. Вызывает в Рим сестру Месу – свою противоположность: эта Юлия спокойна, благоразумна, благочестива. С ней ко двору приезжают дочки – Соэмия и Мамея. Оставим пока их в сторонке.
После смерти Севера трон достается двум его сыновьям – Каракалле и Гете. На том, чтобы младший Гета получил свой кусок власти, настояла его мать Домна; он ее любимчик. Так Юлия обрекает парня на гибель: не желая делить престол, злобный Каракалла убивает брата прямо в объятьях матери. А скоро сам получает удар кинжалом под ребро. Юлия Домна, перед которой лежал весь мир, вдруг остается ни с чем; она в отчаянии рвет на себе одежду, бьется головой о стену. Потом едет в Эмесу, где морит себя голодом. Знатные римлянки почему-то считали эту смерть особо почетной.
Меса и Соэмия
После убийства Каракаллы и смерти сестры Юлия Меса снова на родине в Сирии, с дочерями (обе овдовели) и их сыновьями. Как же красив юный Бассиан, сын старшей дочери Соэмии: он жрец бога Элагабала, его службы в храме – спектакли: народ стекается толпами. Среди публики много римских солдат. Меса и ее слуги льют им в уши сказки про то, что Бассиан – сын покойного Каракаллы; а того переменчивые вояки уже жалеют. Вдобавок новый император Макрин всем разонравился: скуп, жесток, высокомерен.
Юлия Меса подсовывает легионерам внука Бассиана. Едет с ним в лагерь, подкупает офицеров – и 13-летний парень уже красуется в пурпуре. Теперь он Гелиогабал, жрец Солнца и император.
Макрин в ярости; предстоит битва. У нового владыки Рима шансов мало, противник сильнее. Люди Гелиогабала бегут с поля боя. Вдруг его бабка и мать, Меса и Соэмия, бросаются в гущу отступающих, стыдят их, умоляют вернуться. Сам мальчишка-император, обнажив меч, отважно ведет солдат на битву. Вышколенные легионы Макрина смяты, он бежит, но в итоге лишается головы. Победа!
И ради чего? Сев на трон, юнец шокирует весь Рим. Поклоняется идолу Элагабалу, презрев римский пантеон. Чуть не каждую неделю меняет жен; наконец женится на весталке Акилле, чем вызывает жуткий скандал. «Банкет» продолжается: Гелиогабал… выходит замуж за раба Гиерокла. Рядится женщиной, сидит за прялкой и восхищается сам собой. «Он мужчина для каждой женщины и женщина для каждого мужчины», - говорят про императора. Рим не знал большего позора.
Соэмия во всем потакает сыну. Тот ставит мать во главе сената из матрон, окружает роскошью. А Месу так просто не купить; она в ужасе.
Рискуя головой, бабка советует императору взять в соправители кузена, сына Юлии Мамеи Алексиана. Он, мол, займется скучными делами, а ты развлекайся и прославляй Элагабала. Внук шевелит мозгами и соглашается. Свалить на беднягу Алексиана всю тягомотину – отличная идея.
Сын Мамеи берет великое имя Александр, завоевывает уважение армии – а это прямой путь к захвату власти. Меса, похоже, махнула рукой на Гелиогабала: не тот внук, так этот получит Рим. В итоге старшую дочь с ее сыном-императором солдаты нашли в отхожем месте (прятались они там) и обоих закололи. Как ее тетка Домна, Соэмия прижимала к груди свое чадо.
Убитому Гелиогабалу стукнуло всего 18. Разнообразно пожил.
Мамея
Эта Юлия воспитала сына правильно: привила понятия о долге и чести, обучила наукам. Но саму Мамею занесло. Она вертела Александром как хотела, навязывала ему жен, встревала в политику. Император попал под материнский каблук. А когда она пожадничала и отказалась пролить золотой дождик на легионеров, те обиделись: прежние Юлии так не делали. Мятеж поднял фракиец Максимин. Перед смертью Александр простонал: «Да, жадность матери сгубила меня». Мамею с 26-летним сыном зарезали.
Спустя 3 года та же участь ждала их убийцу Максимина.
А Юлия Меса, единственная из всех Юлий, умерла своей смертью. Ей было около 65-ти. Она не узнала, что династии Северов суждено пресечься.
Автор – Марина Туманова
PS. Большое спасибо за лайки, комменты и подписки – они вдохновляют.