Как известно, все народы мира до принятия христианства или ислама следовали своей особой древней языческой вере. В том числе, и чеченцы, мусульманская религия среди которых начала распространяться еще в ранние средние века. Но окончательно и бесповоротно закрепилась лишь к XIX-му столетию.
Сегодня, дорогие читатели, расскажу о том, каковы же были верования нохчий до принятия ими ислама.
Итак, вайнахи (чеченцы и ингуши) следовали особой своей вайнахской вере праотцов. Многие именитые кавказоведы указывают: корни этих верований уходят глубоко во тьму веков. И могут быть тесно связаны с верованиями древнейших жителей ближнего Востока: шумеров, урартов и других давно канувших в лету народов.
Главным богом у вайнахов был демиург - вечный создатель бессмертной вселенной ДАла. Дале подчинялось все и вся в мире. Имя его происходит от двух слов - Да (отец) и Эла (владыка, князь). То есть - "отец-владыка" в буквальном переводе. Кстати, считается, что вайнахи по сути были весьма близки к единобожию. И именно потому так хорошо закрепился среди них ислам. А слово "дАла" стало в чеченском языке синонимом слова "Аллах" - Дала декъала йойла хьо - да благословит тебя Дала (Аллах, Бог) - так чеченцы, например, поздравляют друг друга с днем Рождения.
Среди других, гораздо меньших богов, у вайнахов были дети Дела. Например, весьма почиталась богиня любви и весны Тушоли (может быть связана с урартским богом Тешубом). Ее скульптуры ставились у обочин дорог и на въезде в вайнахские селения и которой посвящалась массовые празднования последнее прошло аж в 1936-м году у селения Майсты.
А также уважаем был бог грома, огня и кузнечного дела Села, чем-то напоминавший древнегреческого Прометея.
Другие боги вайнахов - бог охоты Елта, богиня ветров Миха-Нана, ответственная за все воды мира Хи-Нана. А также богиня болезней и смерти Уна-Нана, которую представляли в виде старухи с мешком бед за спиной.
Обитали вайнахские боги на вершинах высочайших гор Кавказа - Казбек (Бешлоам), Столовой горы (Мятлоам), Цайлоам.
Кроме того, вайнахи почитали небесные светила - Малх (солнце) и Бутт (луну - солнце мертвых). Весьма почиталась молния - считалось, что это меч бога Села. И тот кто погибал от удара молнии - счастливейший святой человек, его Села к себе в небесную дружину забирал. А также вайнахи почитали и некоторых животных - в частности борза (волка), лечи (сокола) и аьрзи (орла).
Наш мир (малха дунье - солнечный) древние вайнахи представляли одним из 16 миров. Считали, что есть 7 загробных миров (Эл) снизу нашего и еще 7 божественных выше (райские миры - дунен беркат). После смерти душа человека (са) отправлялась в загробный мир, где текла почти идентичная земной жизнь - только вместо солнца тускло светила там луна...
У чеченцев и ингушей в языческие времена существовала особая каста избиравшихся обществом жрецов (цӏайн-саг). Людей, что в белых (цвет чистоты) одеждах, держа в руках ритуальные посохи, возносили с вершин гор молитвы Дела и другим божествам.
Сегодня от вайнахского язычества уцелело немногое - чеченцы и ингуши всецело перешли в ислам. Последний вайнахский жрец, ингуш Элмарз Хаутиев, как гласит легенда, стал мусульманином в конце XIX-го столетия, в солидном возрасте за сто лет. И зарыл священное белое знамя вайнахов где-то в секретном горном месте.
Сохранились немногие языческие памятники вайнахов. Например, древний некрополь Цой-Педе в Аргунском ущелье Чечни. Или же святилище Мятцели на горе Мятлоам в Ингушетии, где в древности жрецы обращались к богам с просьбой о дожде.
Такая вот интересная была вера у чеченцев и ингушей до перехода в ислам! Отмечу, что вайнахское язычество смогло выдержать даже конкуренцию с православным христианством, что принесли в XII-XIII православные грузинские миссионеры. И ушло окончательно лишь с приходом мусульманской веры...
А что вы думаете о древних доисламских верованиях чеченцев и ингушей, уважаемые читатели?